Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В воскресенье, 20 марта, в Казахстане проходят выборы в мажилис (парламент) и маслихаты (местные органы представительской власти). Парламентские выборы проводятся досрочно. Причём это пятые досрочные парламентские выборы из семи, состоявшихся в истории независимого Казахстана.
Депутаты сами решили переизбраться досрочно и объединить парламентские выборы с местными. Они считают, что таким образом казне удастся сэкономить полтора десятка миллионов долларов, а новый состав парламента будет успешнее решать проблемы в экономике Казахстана, возникшие в результате глобального системного кризиса.
Мотивировка логичная. Во всяком случае, борьба с кризисом, как правило, требует жёстких решений, а такие решения лучше принимать депутатам, только что получившим мандат (а с ним — и кредит доверия) народа, а не тем, чьи полномочия близятся к концу.
Оценка прошедшей избирательной кампании казахстанской прессой и международными наблюдателями практически совпадает по сути, различаясь при этом в смысловом наполнении.
Тем не менее, можем констатировать: никаких серьёзных претензий к избирательной кампании в Казахстане мировое сообщество и самые демократические из цивилизованных и цивилизованные из демократических наблюдатели не имеют. Её честность, прозрачность, а значит, и результат поставить под сомнение сложно.
Собственно, это первый позитив казахстанских выборов — ситуация осталась стабильной и контролируемой, никаких эксцессов не произошло, легитимность власти никем (ни внутренней оппозицией, ни внешними игроками) под сомнение не ставится.
Это позитивно и для России. Казахстан — наш основной партнёр по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Можно уверенно сказать, что, если бы не многолетние усилия и взвешенная политика Нурсултана Назарбаева, евразийские интеграционные проекты были бы вовсе не реализуемы. И сегодня стабильный, предсказуемый, надёжный партнёр на Востоке, учитывая перманентный кризис на западных границах России (Украина, Прибалтика) и на Ближнем Востоке, для России — огромное благо.
Из семи зарегистрированных в Казахстане политических партий участие в выборах принимают шесть. Предвыборная дискуссия продемонстрировала, что различия их программ — в частностях. В целом же они выступают за экономические реформы, нацеленные на снижение зависимости экономики Казахстана от экспорта сырья (в первую очередь углеводородов) и увеличение доли готовой продукции.
Знакомая ситуация, не правда ли?
Далее. Все партии, принявшие участие в выборах, позиционируют себя как партии социальной справедливости. Но при этом ориентированы на различные сегменты избирателей.
Правящая Народно-демократическая партия Казахстана "Нур Отан" ("Свет Отечества") представляет интересы бюджетников, руководящей бюрократии и крупного национального бизнеса. В парламенте 6-го созыва, избранном в 2012 году, она имела подавляющее большинство (83 места из 107) и, судя по всему, должна сохранить единоличное господство в новоизбранном мажилисе.
Демократическая партия Казахстана "Ак Жол" ("Светлый путь" — 8 мест в уходящем парламенте) позиционирует себя как партия конструктивной оппозиции и ориентирована на голоса либеральной интеллигенции и бизнеса, ориентированного на Запад.
Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК, 7 мест в мажилисе 6-го созыва) в представлении не нуждается. На прошлых выборах она впервые прошла в парламент, причём её электоральный успех наблюдатели связывали с тем, что к выборам не была допущена Коммунистическая партия Казахстана (КПК), считавшая себя преемницей республиканского подразделения КПСС. Поскольку деятельность КПК приостановлена и в этих выборах она также не участвует, есть основания считать, что (КНПК) может повторить свой успех.
В выборах также принимают участие партии "Бирлик" ("Единство"), Народно-демократическая патриотическая партия Казахстана "Ауыл" и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), ранее не проходившие 7%-й барьер, необходимый для попадания в парламент.
Идеологические предпочтения партий, борющихся за места в парламенте, дают возможность констатировать третий позитив. Четыре из шести партий ("Нур Отан", "Бирлик", "Ауыл" и ОСДП) заявляют о своей приверженности идеалам социал-демократии. КНПК — левая партия по определению. Все эти пять партий также заявляют о своём интернационализме. То есть силы, представляющие левоинтернационалистическую идеологию, абсолютно господствуют на избирательном поле Казахстана.
С точки зрения интересов России, где подобные настроения не только сильны, но и дополнительно усиливаются в последние годы, подобное совпадение идеологических предпочтений электората — несомненное благо.
Кстати, единственная условно прозападная сила в казахстанской политике — партия "Ак Жол" — старается не педалировать идеологические различия и предпочитает действительно конструктивно критиковать власть за конкретные (действительные или кажущиеся) просчёты в экономике, не ставя публично под сомнение избранный стратегический курс.
Всё это свидетельствует не только о стабильности партийно-политической системы, но и об укоренённости в общественном сознании базовых представлений об основах внешней, внутренней и экономической политики Казахстана, предопределяющих продолжение курса Астаны на евро-азиатскую интеграцию.
Безусловно, у этого курса есть и оппоненты, но сломать ситуацию они теоретически могут только на президентских выборах. А с учётом того, что Нурсултан Назарбаев провёл досрочные президентские выборы 26 апреля 2015 года, в настоящий момент вся система власти в стране перезагружена на ближайшие четыре года.
Так что, хоть выборы в Казахстане и не могут так же развлечь наблюдателей ОБСЕ, как война в Донбассе, зато они дают России уверенность в обеспеченности своего тыла на Востоке в момент острого кризиса на Западе. Лучше скучно, чем горячо.