ПАЛЬМИРА (Сирия), 14 мар – РИА Новости, Михаил Алаеддин. Сирийская армия на днях получила приказ о начале наступления на "жемчужину" сирийской пустыни — древний город Пальмира, которую около года назад захватили боевики запрещенной в РФ и других странах группировки "Исламское государство", террористы уничтожили в Тадморе (арабское название Пальмиры) памятники культурного наследия ЮНЕСКО.
Сирийские военные считают, что победа в битве за Пальмиру станет переломной в войне: армия Сирии откроет путь на Ракку — оплот боевиков, отрежет пути снабжения террористов и сможет прорваться к осажденному городу Дейр-эз-Зор.
Корреспондент РИА Новости, пробыв пять дней на линии фронта на подступах к Пальмире, стал свидетелем того, как сирийская армия проводит массированную артподготовку перед началом масштабного наступления, в то время как мобильные отряды ополчения и сирийского спецназа выполняют точечные задания по ликвидации боевиков на стратегических высотах вокруг Тадмора.
Сложность рельефа
Пальмира отсечена со стороны Хомса высокими горными грядами. Все вершины захвачены террористами. Боевики на позициях организовали укрепления — теперь город окружает множество "современных крепостей".
Мины со стороны Тадмора выпускают по позициям армии, откуда видна цитадель, достаточно часто. На вершины, где закрепились боевики ИГ, падают снаряды потяжелее. Практически на всех высотах напротив видны черные или белые клубы дыма.
"Сложность в том, что мы не можем просто пойти на штурм. Наше наступление разгромят с высот с двух сторон. Надо, что бы были зачищены их наблюдательные пункты на горных хребтах, но просто артиллерией и авиацией это сделать невозможно, надо туда подниматься тихо и незаметно", — рассказывает сирийский офицер — корректировщик огня.
Совещания военных и старейшин
Ближе к дороге находится неприметный домик, на крыше которого, возможно, решаются ключевые моменты наступления войск.
Важно от высоты до дороги проехать как можно быстрее, не останавливаясь ни при каких обстоятельствах — от машины поднимается густая пыль, и минометным расчетам или противотанковым ракетам тяжелее попасть по мишени. Вдоль дороги к Пальмире почти на каждом километре — позиции армии либо разных отрядов ополчения, на небольшом отдалении — укрепленные блокпосты.
Через несколько дней на передовой создается впечатление, что после начала режима прекращения огня в Сирии (27 февраля) к Пальмире начали стягиваться со всей Сирии. По данным военных разведчиков, террористы подтягивают подкрепления из провинций Ракка, Дейр-эз-Зор и с юго-востока Хомса – Карьятейн. Помимо местных сил, ИГ перебрасывает небольшие отряды из Ирака.
Все понимают не только историческую важность города, но и его стратегическое расположение. За "Невесту пустыни" (так Пальмиру называют на Востоке) сражались и около 2 тысяч лет назад римляне с парфянами. Каждый, кто имел силу, хотел владеть Тадмором. Сегодня ничего не изменилось.
На крыше домика у дороги собрались офицеры и командиры ополченцев, они планировали наступления. Полемика была жаркой. Каждый предлагал свою стратегию, сирийский полковник терпеливо выслушивал представителей арабских племен и кочевников.
Спустя час старшие о чем-то договорились, военные взяли паузу, удалились на совещание и спустя еще час расписали всем окончательный план. Наступление в местных условиях не подразумевает под собой движение тысяч солдат и десятков танков с криками "Ура!" Здесь работают в определенном квадрате группами до 100 человек.
Одна из таких групп на пикапах с пулеметами приехала к месту собрания, готовая к выполнению задачи. Все они — мужчины с боевым опытом, прошедшие за несколько лет почти всю Сирию.
"Мы ополченцы. Здесь ты можешь познакомиться с людьми из всех провинций и всех конфессий. Мы живем одной семьей. Я сам из Тартуса, у меня четыре ранения. Самая страшная битва для меня была в Идлибе, там я чуть не потерял ногу. Теперь надо биться здесь", — рассказывает старший одной из бригад с позывным "Шарки".
Собеседник дал понять, что четкой задачи они пока не получили. Знают лишь, что ночь будет жаркой и кто-то, скорее всего, не вернется обратно.
Попытки продвинуться к Пальмире
Старт дан, машины, поднимая вихри пыли, колонной отправились к подножью гор в семи километрах. По склонам активно заработала артиллерия и авиация. Вертолеты группами по 3-4 машины утюжили огневые позиции с интервалом в 30 минут. Когда стемнело, стали доноситься автоматные очереди, засверкали трассирующие пули.
К западу от Пальмиры внезапно также начался бой. Полковник, улыбнувшись, сказал: "Это бойцы легендарных "тигров" полковника Сухейля. Небольшой сюрприз для врага".
Полковник Сухейль Аль-Хасан считается в сирийской армии легендарным полководцем, который не провалил ни одной поставленной перед ним задачи. Самым громким успехом командира "тигров" считается прорыв четырехлетней блокады авиабазы Кувейрис в провинции Алеппо. В конце декабря 2015 года сирийский полковник был награжден российским орденом Дружбы.
Первый блин комом
Первыми на связь вышли бойцы Сухейля. Они доложили, что сопротивление превзошло ожидания. За несколько часов боя много солдат получили ранения, и старшина принял решение вернуться на исходную позицию.
Похожую, но более печальную историю рассказал командир ополчения с восточной гряды. Еще до рассвета отряд ополченцев вернулся пешком по дороге. "Шарки" получил в бою тяжелые ранения, и его машиной отправили в полевой госпиталь еще глубокой ночью. Всего в бою погибли пять ополченцев.
По словам бойцов, которые смогли подняться на одну из высот, террористы сделали подземные тоннели, где они укрываются от артиллерии и авиации. Наводя огонь ВВС практически на себя, ополченцы наблюдали, как террористы уходили по 15 человек под землю. Штурмовая группа не растерялась и за считанные минуты заминировала вход в тоннель и покинула высоту.
Вечер на линии соприкосновения
Днем активно продолжали работать пушки, РСЗО, вертолеты и самолеты. Разведчики, запуская беспилотники, снимали на видео результаты, чтобы отчитаться перед командованием. На видео были кадры горящей бронетехники, уничтоженные наблюдательные пункты и позиции ИГ с ликвидированными боевиками.
С линии соприкосновения виден перекресток дороги, там трасса уходит на Дамаск и Дейр-эз-Зор.
Здесь всегда небезопасно. Боевики ближе к вечеру начинают хаотично обстреливать позиции армии из крупнокалиберных пулеметов и минометов.
Шум от очередей мешает офицерам обсуждать план очередного наступления. Лежа под бруствером, военные как будто не замечают, что в десяти метрах разорвались два снаряда.
Почему всем нужна Пальмира?
В ночь к вершинам вновь отправились несколько боевых отрядов и вновь гремели пушки.
"Враг понимает, что когда мы возьмем Пальмиру, наступление продолжится, и мы разгромим их логово в Ракке. Битву здесь можно считать переломной, но очень сложной", — говорит уставший майор, сидя рядом на коробке от боеприпасов.
Террористов в Пальмире — более 2 тысяч. Они закрепились на господствующих высотах и имеют в своем распоряжении все, что есть у армии, кроме авиации. Из Ракки и Карьятейн регулярно перебрасывается подкрепление и боеприпасы. Часть караванов уничтожает авиация, но часть доезжает до пункта назначения.
Бои идут и в 30 километрах от Пальмиры — в окрестностях Карьятейн. Там армия и ополчение сражаются за каждый холм в пустыне, продвигаясь к трассе, ведущей на север. Если Карьятейн будет отрезан от Пальмирского фронта, террористы потеряют около половины поддержки.
У самой Пальмиры очень важно взять контроль над высотой Ттар в шести километрах от исторического центра и горой, где стоит старинная цитадель. С этих высот под огнем можно держать большую территорию и корректировать удары по террористам вокруг города за хребтом. Помимо наступления на так называемую столицу ИГ, военные хотят прорваться к городу Дейр-эз-Зор, где в окружении находятся десятки тысяч человек.
На вторую ночь военные и ополченцы начали работать маленькими группами максимально быстро под прикрытием артиллерии. За ночь удалось закрепиться на нескольких высотах. Однако ключевые горы остаются под контролем боевиков.
Военные настроены оптимистично, но переломная битва в сирийской войне только началась.