МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Актриса театра и кино, заслуженная артистка России и мастер эпизода Наталья Крачковская, известная по ролям в фильмах "Двенадцать стульев" и "Иван Васильевич меняет профессию", скончалась в Москве в возрасте 77 лет.
Дочь актрисы
Наталья Крачковская (до замужества Белогорцева) — дочь актрисы Марии Фониной. Она родилась в творческой семье, с детства мечтала стать актрисой. После школы она подала документы во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова.
На экзамене Наталья так прочитала монолог "Иванушки-дурачка" из сказки Ершова "Конек-Горбунок", что Белокуров с ходу заявил: "Эту "дурочку" надо взять". Учиться во ВГИКе Крачковской так и не довелось из-за последствий тяжелой аварии. Но мечты о кино она не оставила: работая лаборанткой в Институте металлургии СССР, снималась в массовках и эпизодах на "Мосфильме".
Все изменила ее судьбоносная встреча с режиссером Леонидом Гайдаем.
Мадам Грицацуева
Успех к Крачковской пришел после роли мадам Грицацуевой в фильме Леонида Гайдая "12 стульев". Режиссер долго не мог подобрать подходящую актрису, на эту роль пробовались многие: и Галина Волчек, и Нонна Мордюкова.
Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и чаша весов склонялась в сторону Волчек, но тут режиссер вспомнил о жене своего звукооператора Владимира Крачковского, с которой он познакомился на съемках фильма "Кавказская пленница". Наталья приезжала туда к мужу. Когда ассистентка режиссера позвонила и пригласила ее на пробы, актриса решила, что ее разыгрывают, но все-таки пошла. "Знойная женщина, мечта поэта" была найдена после 19-й пробы.
В знаменитой сцене в Доме Советов, где мадам Грицацуева бегает за "товарищем Бендером" по лестницам и эскалатору, дублершу Крачковской найти не удалось из-за комплекции актрисы, и той пришлось самостоятельно выполнять все трюки.
"Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером. Я носилась по лестнице две недели… Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Гайдай предупредил: "Голова поместится, а остальное нас не волнует. Я прыгнула. Мне ответили: "Получилось, но камеру заело — надо переснять", — вспоминала актриса свои "каскадерские" подвиги.
Но когда снимаешься у такого режиссера, как Гайдай, "искусство требует жертв", и жертвы того стоили. Роль мадам Грицацуевой стала визитной карточкой колоритной актрисы, а ее сотрудничество с Гайдаем продолжилось.
И тебя вылечим
В 1972 году Гайдай приступил к съемкам комедии "Иван Васильевич меняет профессию". Режиссер пригласил Наталью Крачковскую на роль жены управдома Ивана Васильевича Бунши — двойника царя Ивана Грозного. В роли управдома и царя снялся Юрий Яковлев, который, по признанию актрисы, перевоплощался настолько стремительно, что она не успевала следить, где Бунша, а где Иван Грозный, так что диалог с санитарами психбольницы был недалек от истины: "Так выходит, что у вас два мужа?" — "Выходит, что два".
В разгар съемок актриса заболела воспалением легких и резко похудела — сбылась ее давняя мечта. Но у Гайдая на этот счет было другое мнение.
"Так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецрацион: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Возвращаемся к своему весу!" — вспоминала в интервью реакцию режиссера Крачковская. В ответ на вялые возражения актрисы тот отвечал: "Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц? Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь".
Самым мучительным для Крачковской оказался пресловутый эпизод с приездом скорой психиатрической помощи. "И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат", — произносит она ставшую крылатой фразу и снимает рыжий парик, под которым скрывается прическа "ежиком". Наталья Леонидовна наотрез отказалась бриться наголо. Отсутствие шевелюры "изображала" резиновая шапочка для купания с накладным "бобриком". Шапочка была на несколько размеров меньше головы актрисы. Вытерпеть резиновые "тиски" Крачковская могла лишь несколько минут, а двухминутную сцену перфекционист Гайдай снимал целый день.
Фильм стал лидером проката 1973 года, однако не получил ни одной премии. Наталья Крачковская спросила Гайдая однажды — почему. "Наше время еще не пришло", — философски ответил Леонид Иович.
"Ваши цены — дичь!"
В еще одной комедии Леонида Гайдая "Не может быть!", состоящей из трех новелл по произведениям Михаила Зощенко, Наталья Крачковская сыграла лишь эпизодические роли в первой и третьей частях.
В новелле "Преступление и наказание" родственник главного героя, живущего на нетрудовые доходы, распродает в панике все нажитое "непосильным трудом", пока герой находится у следователя. Как все помнят, в роли "героя" — Михаил Пуговкин, в роли его супруги — жена режиссера Нина Гребешкова, в роли родственника — Вячеслав Невинный. Крачковская же играет истинно нэпмановскую даму, покупающую картины. Она появляется в кадре буквально на минуту, но произносит пару фраз, достойных внимания любого начинающего коллекционера актуального искусства: "Не смешите меня, два синих цыпленка и полкило огурцов — триста рублей?".
"Это же дичь!" — оправдывается герой Невинного. "Ваши цены — дичь!" — ставит его на место героиня Крачковской. Прошло почти сорок лет, но реплика, брошенная Крачковской с лицом, не терпящим возражений, не теряет своей актуальности, скорее наоборот…
В новелле "Свадебное путешествие", где сыграли лучшее актеры того времени — Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Валентина Теличкина, Савелий Крамаров, Наталье Крачковской досталась практически безмолвная роль гостьи на свадьбе главного героя. "Маньяк!" — единственное слово, которое бросает она герою Леонида Куравлева. Но, как утверждал Гайдай, "слова для комедии не главное, чем их меньше, тем лучше". Крачковская в этом смысле — идеальная гайдаевская актриса: ей слов не надо, достаточно просто появиться в кадре.
Мастер эпизода
В период "после Гайдая" Наталья Крачковская продолжила сниматься в эпизодических ролях — в комедии Аллы Суриковой "Суета сует" (работница ЗАГСа Варвара), "Будьте моим мужем" (курортница-театралка), "Человек с бульвара Капуцинов" (Кончита), и каждый раз ее появление в кадре не оставалось незамеченным.
Режиссеры прежде всего эксплуатировали фактуру "королевы комического эпизода", но сама Крачковская всегда настаивала, что она не комедийная, а просто актриса.