Программы сотрудничества Совета Европы тогда еще с Советским Союзом начали формироваться с осени 1989 года через специально созданные секретариатом СЕ и министерством иностранных дел СССР контактные группы.
7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. 14 января 1992 года парламенту РФ был предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской Ассамблее СЕ.
2 февраля 1995 года в связи с конфликтом в Чечне процедура рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 года резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта.
25 января 1996 года было принято решение о приеме России в члены Совета Европы.
28 февраля 1996 года Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы, подключившись к осуществлению целей Организации: обеспечение большего единства европейцев путем продвижения принципов защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона.
Пять "измерений" Совета Европы — межправительственное (КМСЕ — Комитет министров Совета Европы), парламентское (ПАСЕ — Парламентская ассамблея Совета Европы), сотрудничество местных властей (КМРВСЕ — Конгресс местных и региональных властей Совета Европы), судебное (Европейский Суд по правам человека), взаимодействие неправительственных организаций (КМНПО — Конференция международных НПО), позволяют привлечь к предметному взаимодействию в рамках Совета Европы самый широкий круг российских участников.
Россия присоединилась к 60 важнейшим договорно-правовым актам СЕ, в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод, конвенциям, касающимся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и т.д. Участие в них, а также в разработке новых конвенций позволяет нашей стране полноправно сотрудничать в создании общего европейского правового пространства.
Для координации сотрудничества России с СЕ указом президента РФ создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Под эгидой Межведомственной комиссии прорабатываются вопросы о присоединении России к другим многосторонним договорам СЕ, ведется повседневная работа по координации участия различных российских министерств и ведомств в деятельности СЕ.
Россия участвует в семи из четырнадцати автономных организаций системы СЕ (организаций-спутников): Частичном открытом соглашении по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф; Группе Помпиду по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков; Европейской аудиовизуальной обсерватории; Европейской комиссии за демократию через право ("Венецианская комиссия"); Группе государств против коррупции ("ГРЕКО"); Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС); Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ).
Россия представлена своими экспертами в межправительственных комитетах и рабочих органах СЕ. С июля 1996 года в Страсбурге (Франция) функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы.
Постпред России при СЕ с октября 2015 года — Иван Солтановский.
Квота делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблеи Совета Европы — 18 мест (12 мест — Государственная Дума, 6 мест — Совет Федерации) и 18 заместителей.
С февраля 2012 года российскую делегацию возглавляет председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков.
Российская делегация активно работает в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Глава делегации — Светлана Орлова — губернатор Владимирской области.
Судья от России в Европейском суде по правам человека — Дмитрий Дедов; уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ — Георгий Матюшкин, заместитель министра юстиции РФ.
С 1996 года поэтапно осуществляются программы сотрудничества Россия — Совет Европы — Комиссия Европейских сообществ. Развивается сотрудничество по линии неправительственных организаций.
С мая по ноябрь 2006 года Россия впервые в истории организации председательствовала в Комитете министров СЕ. Девиз российского председательства — "К единой Европе без разделительных линий". В соответствии с программой председательства был проведен ряд крупных общеевропейских мероприятий по широкому кругу тем (вопросы защиты прав человека и нацменьшинств, развитие демократии и избирательных стандартов, социальная защита, борьба с фальшивыми лекарствами, сотрудничество в сфере образования, молодежи, спорта и т.д.). В этом контексте особо широкий резонанс получила проведенная в июле 2006 года в рамках российского председательства седьмая конференция генеральных прокуроров стран Европы, в работе которой принял участие президент России Владимир Путин.
Россия является одним из шести крупных плательщиков в бюджет организации. Общий бюджет Совета Европы в 2016 году составляет более 442,2 миллионов евро, взнос Российской Федерации 32,8 миллиона евро.
Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя ряд обязательств, главным образом касающихся ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. РФ является одной из 10 стран-членов Совета Европы, подверженных ПАСЕ процедуре мониторинга исполнения взятых обязательств.
Мониторинг осуществляется на уровне специализированного мониторингового комитета ПАСЕ. Процедура мониторинга предполагает регулярные посещения подверженной мониторингу страны для изучения прогресса, диалога с властями, политическими силами, судебной властью и гражданским обществом с целью выработки периодических оценок, выносимых на рассмотрение Ассамблеи. Комиссия по мониторингу обязана представлять Ассамблее по крайней мере один раз в два года доклад о подверженной мониторингу стране.
Первый доклад по России был сделан в 1999 году. В нем говорилось, что в РФ получили широкое распространение проявления дискриминации в отношении определенных этнических групп, а также антисемитизма и религиозной нетерпимости.
С момента присоединения к СЕ Россия неоднократно подвергалась критике со стороны стран-участниц.
Одним из самых сложных периодов за время отношений России с Советом Европы стал период антитеррористической операции в Чеченской Республике. В 1999 году ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне, в которой содержалась критическая оценка ситуации с правами человека в регионе.
В январе и апреле 2000 года ПАСЕ были приняты две рекомендации по событиям в Чечне, в которых говорилось, что если Россия не выполнит требования ПАСЕ, направленные на прекращение конфликта и соблюдение прав человека в Чеченской Республике, то продолжение ее членства в Совете Европы должно быть неизбежно пересмотрено.
В апреле 2000 года на сессии ПАСЕ российская делегация была лишена права голоса. Россияне в знак протеста покинули сессию и не прибыли на следующую. В январе 2001 года ПАСЕ восстановила делегацию России в правах.
В январе 2005 года ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа, в которой подвергла критике судебное производство в РФ, обнаружив недостатки в разбирательстве по делам нескольких бывших руководителей компании ЮКОС.
В 2008 году Совет Европы пристально следил за развитием ситуации в районе грузино-югоосетинского конфликта. В октябре 2008 года на осенней сессии ПАСЕ впервые в течение трех дней обсуждалась эта проблема. По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой ПАСЕ попросила Россию отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Ассамблея не поддержала предложение радикально настроенных парламентариев лишить делегацию РФ права голоса за участие в августовских событиях.
На сессии в январе 2009 года при обсуждении резолюции по российско-грузинским отношениям был вновь поднят вопрос о возможном лишении российской делегации права голоса на следующей сессии ПАСЕ в случае невыполнения предложенных условий.
В резолюции ПАСЕ осудила признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, но применять какие-либо санкции в отношении Москвы не стала.
В ходе сессии ПАСЕ, состоявшейся осенью 2009 года, Грузия вновь предложила лишить делегацию России права голоса в Ассамблее. Однако комиссия по мониторингу рекомендовала ПАСЕ подтвердить полномочия РФ, а во время голосования по итоговому документу были отклонены все радикальные поправки грузинской делегации.
Один из острых вопросов во взаимоотношениях России и ПАСЕ — вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет.
Москва считает, что большинство обязательств она выполнила. Страсбург же, из-за отсутствия четкого списка, с каждым годом прибавляет новые требования, продолжая наблюдение за РФ. Судьба мониторинга обязательств РФ перед Советом Европы и большой обзорный доклад по России были центральными темами на сессии ПАСЕ в октябре 2012 года. Накануне сессии стало известно, что ряд делегаций в ПАСЕ предлагают повысить уровень мониторинга, чего не было еще в истории организации. За несколько дней до начала работы сессии планировавший ранее выступить перед парламентариями 1 октября спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин отказался приехать в Страсбург. После обсуждения доклада парламентарии ПАСЕ проголосовали большинством голосов за резолюцию, в которой решили оставить Москву под мониторингом ее обязательств.
В ноябре 2012 года стало известно, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) решила разобраться в обстоятельствах гибели в СИЗО "Матросская тишина" управляющего партнера аудиторской компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. Докладчиком ПАСЕ был избран швейцарский парламентарий Андреас Гросс. 28 января 2014 года ПАСЕ приняла доклад по делу Магнитского, в котором ассамблея решила дать время России отреагировать на документ до присоединения Страсбурга к санкциям США. В принятой поправке к резолюции отмечается, что "если в течении разумного периода компетентные власти не смогут дать какого-либо адекватного ответа на эту резолюцию, то Ассамблея должна рекомендовать государствам Совета Европы последовать в качестве крайней меры примеру США и принять адресные санкции в отношении отдельных лиц (запрет на выдачу виз и замораживание счетов), первоначально дав возможность этим лицам сделать соответствующие пояснения в свою защиту".
Отношения России и ПАСЕ обострились в апреле 2014 года в связи с вхождением Крыма в состав РФ. ПАСЕ лишила российскую делегацию до конца года права голоса, а также участия в работе руководящих органов ПАСЕ и в наблюдении на выборах. Российская делегация в знак протеста покинула сессию ассамблеи. Повторно ПАСЕ лишила права голоса представителей России 28 января 2015 года. Российская делегация в этот же день покинула Ассамблею до конца года. В 2016 году накануне зимней сессии ПАСЕ Москва не стала направлять необходимые для подтверждения полномочий делегации документы и заявила, что эту сессию пропустит. Вернуться в ассамблею РФ намерена в случае восстановления отнятых из-за позиции по Крыму в 2014, 2015 годах полномочий и создания необходимых для диалога условий. При этом Москва подчеркнула, что отношений с Советом Европы в целом разрывать не намерена.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников