МОСКВА, 20 фев — РИА Новости, Софья Дворник. Министр энергетики РФ Александр Новак в субботу рассказал подробности консультаций между нефтедобывающими странами о сохранении добычи нефти на январском уровне; эти переговоры, будоражащие рынок всю последнюю неделю, стали вынужденной мерой в попытке вернуть мировым ценам на нефть долгожданный рост.
В случае достижения договоренностей между добывающими странами о заморозке добычи "черного золота" перепроизводство сырья в мире сократится как минимум на 1,3 миллиона баррелей в сутки, рассказал министр энергетики РФ Александр Новак в интервью программе "Вести в субботу". При этом Россия свою долю на мировом рынке сохранит.
В планах значатся аналогичные встречи с Мексикой и Норвегией. По словам Новака, консультации нефтедобывающих стран о целесообразности сохранения добычи "черного золота" в 2016 году на уровне января должны завершиться к 1 марта.
В целом, по словам главы Минэнерго РФ, цена на нефть в 50 долларов за баррель в долгосрочной перспективе устроила бы и потребителей, и экспортеров.
Она вернется
Еще летом 2014 года баррель Brent стоил 115 долларов, а после этого его цена начала стремительно падать. Тогда это не воспринималось рынком слишком серьезно, из разных уголков планеты сильные мира сего неустанно повторяли "она вернется", эксперты подкрепляли их слова графиками о цикличности процессов.
За последний год только ленивый не написал и не рассказал про прихотливый баррель и о том, что за птица такая важная — нефть. В студиях федеральных телеканалов выставлялись бочки с нефтью, рассказывали, сколько товаров из нефти можно сделать и сколько стоят эти товары в пересчете на эту самую бочку. Можно с уверенностью утверждать, что сегодня в России каждая домохозяйка знает, что такое нефть и сколько дают за баррель на биржах сырьевых товаров.
Причин падения цен на нефть называется великое множество, озвучивали и теории заговоров. Но все-таки фундаментальным фактором, оказывающим давление на нефтяные котировки, остается превышение предложения над спросом. По данным МЭА, в 2015 году мировое производство нефти, включая газовый конденсат, составляло 96,4 миллиона баррелей в день при спросе в 94,4 миллиона.
Соответственно, поднять цену на нефть на новые высоты помог бы уход с рынка излишка предложения. Но кто согласится терять свое место под солнцем в нынешних и без того кризисных условиях?
Большие надежды возлагались на страны ОПЕК, которые могли принять решение по снижению квоты своей добычи. Но ОПЕК не прислушался — на министерской встрече 4 декабря в Вене картель оставил квоту на уровне 30 миллионов баррелей в день, сохранив при этом и уровень фактической добычи, который превышает эту квоту. В 2015 году страны картеля добывали в среднем 32,05 миллиона баррелей в день, в январе — 32,63 миллиона.
С мира по баррелю
Когда нефтяные котировки продолжили пике, вмешалась Венесуэла — страна, которая больше всех страдает от падения мировых цен на нефть. Венесуэла призывала ОПЕК провести экстренную встречу для обсуждения действий, которые помогут сдержать дальнейшее снижение нефтяных цен. Но картель снова остался "глух".
Однако известно, что инициатором переговоров была Венесуэла (в 2015 году добывала 2,4 миллиона баррелей в день). В начале февраля министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино совершил турне по трем основным нефтедобывающим странам Персидского залива — Катару, Оману и Саудовской Аравии. Целью поездки было добиться консенсуса среди основных участников энергетического рынка, чтобы найти стратегию по стабилизации нефтяного рынка и вернуть цены на нефть на более справедливый уровень.
Видимо, не найдя поддержки в целом у ОПЕК, Венесуэла решила действовать адресно. Неофициально участники рынка говорят, что во время своего турне дель Пино пытался заручиться поддержкой в первую очередь Катара — страны, которая в 2016 году председательствует в ОПЕК.
Обратилась она и к России, как к одной из крупнейших нефтедержав. Источники РИА Новости поясняют, что Россия была не против участия в таких консультациях, но с двумя условиями. Первое — Венесуэла берет на себя функции организатора встреч; второе — если и фиксировать добычу, то на комфортном для нас уровне. Именно поэтому в качестве опорной точки был выбран январь.
По данным, МЭА, уровень добычи нефти в январе стал максимальным как для России, так и для Саудовской Аравии. Первая добывала в январе рекордные 10,9 миллиона баррелей нефти в сутки, Саудовская Аравия остановилась на отметке 10,21 миллиона баррелей. В 2015 году в среднем Россия добывала 11,06 миллиона баррелей в сутки, Саудовская Аравия — 10,17 миллиона.
Инициативность Венесуэлы в "нефтяном пакте" косвенно подтверждает сегодняшнее заявление Новака в интервью программе "Вести в субботу". Так, ведущий Сергей Брилев, задавая министру очередной вопрос, поинтересовался, зачем ему только что звонил министр нефти Венесуэлы. Новак ответил, что венесуэльский коллега "просто проинформировал" его о ходе переговоров в Тегеране, которые состоялись вслед за Дохинскими.
Белая ворона
Уже 17 февраля представители Венесуэлы переместились в Тегеран для проведения встречи с Ираном и Ираком. Новости, пришедшие из иранской столицы, свидетельствовали о том, что странам не удалось придти к однозначному решению.
По информации министра энергетики РФ Александра Новака, Иран конструктивно отнесся к предложению ряда нефтедобывающих стран заморозить добычу нефти для поддержки цен на сырье, но готовности присоединиться к ним пока не высказал.
"Да, там (в Тегеране — ред.) состоялись консультации. Но я хочу сказать, что они еще продолжаются. И министр (нефти Венесуэлы — ред.) просто проинформировал меня о ходе этих переговоров… Иран довольно конструктивно отнесся, в общем, к тем предложениям, которые сейчас идут от нашей четверки. Тем не менее, скажем так, готовности присоединиться к ним пока не высказал", — сообщил Новак в интервью программе "Вести в субботу".
Однако министр отметил, что не страшно, если Иран не присоединится к договоренностям. "На самом деле, я хочу сказать, из тех стран, которые уже публично заявили о поддержке такого подхода, из общего объема экспорта, который производят экспортеры, составляет примерно 75%. То есть фактически, на мой взгляд, для того, чтобы договориться, этого достаточно", — сказал Новак.
Иран, совсем недавно освободившийся от западных санкций, в 2015 году добывал 2,86 миллиона баррелей в сутки, в январе 2016 года — 2,99 миллиона.