МОСКВА, 18 фев – РИА Новости. Британский историк Тим Уитмарш изучил древнейшую историю богоборчества и неверия в сверхестественные силы и пришел к выводу, что атеизм является не менее естественной вещью для человека, чем вера в богов, о чем часто заявляют антропологи, говорится в его книге, которая вышла в печать во вторник.
В последние несколько десятилетий антропологи уделяют большое внимание тому, какую роль играла вера в развитии человечества. Большинство ученых сегодня считает, что человек биологически предрасположен к религии, так как подобные верования помогали сообществам первых людей сплачиваться. Более того, недавно биологи нашли особую зону в мозге, облучение которой магнитным полем подрывает веру в иррациональные феномены.
Кембриджский профессор Тим Уитмарш (Tim Whitmarsh) принципиально не согласен с этим постулатом – он считает, что человек не является изначально предрасположенным к религии, а также отрицает то, что атеизм является современной системой взглядов на жизнь и устройство Вселенной.
"Мы привыкли считать атеизм некой относительно новой идеей, появившейся недавно в западной цивилизации. Даже те слова и выражения, которые описывают атеизм, являются очень современными. Но на самом деле древние цивилизации и сообщества людей гораздо лучше, чем некоторые общества сегодня, смотрели на атеизм и чаще воспринимали его, как некий нормальный феномен", — рассказывает ученый.
Уитмарш пришел к такому выводу, изучив огромное число древнегреческих, египетских и вавилонских текстов и других источников информации, в которых он пытался найти следы существования атеистов в древности. Наиболее древними атеистическими трудами, по его словам, являются трактаты Ксенофана Колофонского, жившего в 7-6 веках до нашей эры, в библейские времена, еще до постройки Второго Храма в Израиле.
При этом, как писал еще Платон, Ксенофан и другие известные древнегреческие атеисты и пантеисты – Диагор, Демокрит и Эпикур, были далеко не первыми в своих еретических взглядах – по оценкам Уитмарша, атеизм как оформленная философская система существовал примерно столько же, сколько и религии.
Это проявляется в том, что атеисты и верующие античности и современности придерживались схожего мнения друг о друге – первые отказывались принимать на веру незримые основы религии, а вторые – говорили об ошибочности и неестественности атеизма. С другой стороны, атеизм не считался чем-то аморальным и запретным во времена античности до появления христианства и Римской империи.
Почему атеизм исчез? В этом в равной степени были виноваты римские и византийские императоры, а также появление монотеистических религий, в которых не было места плюралистическим трактовкам бытия. Только во времена Ренессанса атеизм вернулся в интеллектуальную и общественную жизнь человечества, когда примат церкви над жизнью людей был ослаблен.
Как подчеркивает ученый, он не пытается доказать, что атеизм или религия ошибочны или правильны – главной целью его книги, говорит Уитмарш, была демонстрация того, что культурный и религиозный плюрализм необходимы для гармоничного развития цивилизации, ярким примером чего был стремительный прогресс науки и культуры во время античности и Возрождения.