На этой неделе в прокате стартует "День выборов 2" — продолжение кинохита "Квартета И", которое зрителю пришлось ждать целых восемь лет. О том, что за это время изменилось в стране и в фильме, сценарист, продюсер и актёр Ростислав Хаит рассказал в интервью Павлу Гайкову.
— Первый "День выборов" стал кинособытием, неплохо заработал в прокате и всем запомнился, в том числе из-за саундтрека: был ключевой хит от группы "Ленинград", "Снежинка" Андрея Макаревича, "Учительница" "Иванушек International" и много другого прекрасного. Почему во второй части вы от них отказались?
— Просто времена изменились. Раньше концертная агитация была главной приметой выборов, сейчас на неё уже никто не ставит. Кроме того, нам просто неоткуда было взять столько новых классных песен. В прошлый раз мы взяли хиты из спектаклей "День выборов" и "День радио". На то, чтобы сочинить еще одну такую же подборку, у Алексея Кортнева ушло бы слишком много времени.
Мы отказались от музыкальных номеров, но музыка звучит за кадром — в том числе "Течёт река Волга" Людмилы Зыкиной и "Чёрная Волга" группы "Сплин".
— То есть Волга осталась важным элементом "Дня выборов"?
— Да, и мы специально искали для съёмок именно город на Волге — рассматривали Владимир, Нижний Новгород, но в итоге остановились на Астрахани. Мы нашли там все нужные нам объекты: алкогольный завод, резиденцию губернатора. Ну и, кстати, губернатор Астраханской области нас поддержал. На площадку не приезжал, но помогал: он хороший человек, любит кино.
— При этом господдержку, насколько я знаю, вы не получили?
— Да, мы подавали заявку в Фонд кино, и нам даже обещали, что всё пройдёт успешно, а в итоге прокатили — до сих пор не пойму, почему. С другой стороны, и палки в колеса нам никто не вставлял. Мы достаточно легко получили прокатное удостоверение, все сложности были только внутренние — производственные и технические. Можно сказать, что государство не заметило наш фильм, но мы и в этом находим свой плюс: пусть народ его замечает, телеканалы замечают, а государство пусть не замечает.
— У вас есть своя сложившаяся команда актёров, с которыми вы постоянно сотрудничаете: это Максим Виторган, Нонна Гришаева, Алексей Кортнев, Михаил Козырев, Михаил Ефремов и другие. А в "Дне выборов 2" появились сразу несколько новых лиц. Как вы их отбирали? Открытый кастинг устроили?
— Конечно, устраивали кастинг. Сначала свой примерный лист актёров составили: кто-то смог, кто-то отказался. Яна Цапника мы полюбили в "Горько!", Сергея Степанченко видели в "Ленкоме", Тимофея Трибунцева хорошо знал наш режиссёр Александр Баршак, а с Виктором Низовым мы в футбол играли.
— Без погонь, перестрелок, насилия и секса вы создаёте динамичные истории, от которых невозможно оторваться. Как вам это удаётся? Вы по какой-то методике работаете?
— Мы сидим вот в этой самой комнате, где мы с вами сейчас общаемся: на вашем месте сижу я, напротив — Лёша (Леонид Барац), а там, в углу, за компьютером, режиссёр наших спектаклей Сергей Петрейков записывает. Мы просто сидим и рассуждаем. Вначале нет ни структуры, ни готового финала, мы просто накидываем сюжет. Если понимаем, что сцена уместна, начинаем расписывать её диалогами.
Затем появляется другая сцена, третья, вырисовывается хребет. Кто-то придумывает необычный сюжетный поворот — перевёртыш, и так далее. Конечно, мы знаем законы драматургии, но практика показывает, что, чем больше ты изучаешь "как надо", тем больше ты оказываешься зажатым в рамки.
Наверное, наши первые пьесы и сценарии были послабее, но постепенно мы набили руку и эмпирическим путем пришли к тому, что имеем.
— Конфликты между вами бывают?
— Конечно! Мы только и делаем, что спорим, доказывая друг другу, что смешно, а что нет. Но при этом мы все шутим "в одну сторону", юмор друг друга, уровень стёба, манера приколов нам близки и понятны — это и сделало нас "Квартетом И". При этом в быту мы все очень разные люди, хоть и работаем вместе уже больше 20 лет.
Многое рождается в импровизации — вплоть до момента съёмок. Например, в "Дне выборов 2" есть эпизод, когда героиня Нонны Гришаевой спускается завтракать в шикарном красном платье: все шутки родились прямо на площадке. Просто с разных сторон посыпались приколы: "Нонночка, а ты чего в домашнем пришла?" — "Ожог тела 70%" и так далее — это всё появилось прямо перед камерой.
— В чем разница между вашими текстами для театра и кино?
— В кино можно позволить себе чуть больше фантазии, там другой масштаб: в театре вряд ли мог бы, например, обрушиться мост. В кино надо чаще менять место действия: интерьер на экстерьер. А так особых отличий нет.
— Кстати, про обрушившийся мост. С ним у вас в фильме впервые появилась сложная компьютерная графика. Для чего вам это понадобилось? Хотели добавить аттракциона?
— Нет, это не было так: "А чего у нас не было в кино? А давайте добавим". Просто мы придумали историю, и в процессе стало понятно, что её точно надо воплотить. Не знаю, насколько это в итоге получилось, всё-таки в театре мы отвечаем за весь процесс, а здесь нам приходится делегировать ответственность. Но вроде бы неплохо вышло.
— Из второй части "Дня выборов" исчез голос Эммануила Гедеоновича, который был "тревожным камертоном" предыдущих фильмов. Почему?
— Это опять же примета времени: влияние олигархов на политиков свелось к нулю, вот и всё. Прообразом Эммануила Гедеоновича в своё время был Борис Абрамович Березовский, но его уже нет в живых. Какие-то олигархи остались, но они теперь на политику никак не влияют — вся политика в руках государства.
— По вашим личным ощущениям, как поменялась тональность второго "Дня выборов" по сравнению с первой частью?
— Вопрос непростой. Мне кажется, что тот фильм был более веселым, более залихватским, а этот — более печальный и при этом более смешной. Чем печальнее ситуация вокруг, тем острее сатира и ярче искусство. Лично мое отношение к тому, что мы показываем в фильме, такое: любые выборы, пусть даже фарсовые, какие угодно, всё равно лучше, чем их отсутствие. Более того, в нашем фильме выборы честные, демократические, мы специально придумали сюжетную коллизию, которая сделала это возможным.
— У "Дня выборов 2" в принципе открытый финал, линии персонажей не доведены до конца. Нам ждать третью часть?
В ответ скажу банальность: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Мы и вторую часть не собирались снимать, пока не пришел инвестор первой части и не сказал: давайте запускать. Если всё будет хорошо, то в следующем году мы планируем снять "О чём говорят мужчины 3" и выпустить его под следующий Новый год, а там посмотрим.