Резкое ухудшение российско-турецких отношений больно ударило по туристическому сектору Турции, который и до этого переживал непростые времена. О кризисе в турецкой туристической сфере, его возможных последствиях и путях преодоления корреспондент РИА Новости Алена Палажченко побеседовала с влиятельным турецким политиком Эртугрулом Гюнаем, одним из самых эффективных министров культуры и туризма Турции. Он занимал этот пост с 2007 по 2013 год, и именно в этот период туризм в Турции вышел на мировые рубежи, а количество приезжающих в страну россиян стабильно росло.
— Господин Гюнай, не секрет, что туристический сектор в Турции сейчас переживает серьезный кризис. Итоги января для одного из основных туристических центров страны — Антальи — оказались удручающими: число посетивших курорт иностранных туристов оказалось наименьшим за последнее десятилетие. В чем вы видите причины?
— Кризис в туристическом секторе Турции начался в 2014 году, когда экономические проблемы в России начали негативно влиять на турецкую экономику. Число туристов из России стало существенно снижаться. В это же время начало падать и число туристов из Европы, так как протесты в Турции, связанные с Гези парком (акции протеста, которые начались в Стамбуле в мае 2013 года из-за решения властей вырубить парк Гези в районе Таксим и построить на его месте торгово-развлекательный комплекс, переросли в волну антиправительственных выступлений по всей стране — ред.) и последовавшие за ними репрессивные меры властей, нарушения прав человека очень негативно повлияли на имидж нашей страны в Европе. Однако Турции удалось в какой-то мере закрыть этот дефицит за счет туристов из других стран, поэтому до середины прошлого года кризис не достигал больших размеров. Но теракты в Суруче, Анкаре, Стамбуле еще больше ухудшили общий имидж Турции в глазах иностранных туристов. И, наконец, возник политический кризис с Россией, и к тем россиянам, которые не смогли приехать в Турцию из-за экономических проблем, прибавились те, кто не смог приехать по политическим причинам. В результате во второй половине 2015 года мы столкнулись с серьезным падением турпотока не только из России, но и из стран Европы. А ведь Турция с 2010 года принимала все больше туристов, причем это были, как мы говорим, качественные туристы, которые оставляли в нашей казне много денег. Нынешние туристы из-за экономических проблем стали "дешевыми".
Туризм для нашей страны имеет чрезвычайно важное значение. Недавно наш министр экономики заявил, что в покрытии дефицита платежного баланса 60% принадлежит туристическому сектору. Доходы, которые Турция имеет от туризма, превышают доходы от автомобильной промышленности или экспорта. Но сейчас в Турции напряженность, отношения с Сирией очень плохие, из-за этого испортились отношения с Россией, с Ираном. Несколько лет назад у нас была концепция "Ноль проблем с соседями". Сегодня у нас со всеми соседями проблемы. В страну, у которой со всеми проблемы, иностранные туристы не поедут. Так что у нас серьезный кризис.
— И каков же ваш прогноз?
— 2016 год для туристической отрасли Турции, возможно, станет самым сложным за последние 20 лет. Январь — это традиционно самый "мертвый" месяц для туризма в Турции, и тем не менее в январе этого года к нам приехало в пять раз меньше россиян, чем в январе прошлого года, так что тенденция налицо. Возможно, стоит ждать от Министерства культуры и туризма более агрессивной рекламной кампании для продвижения турецкого туризма. Может, надо больше продвигать культуру, делать больше мероприятий, акций, концертов, фестивалей, выставок. Но одних усилий министерства тут недостаточно. Министерство туризма кризис с Россией не решит и имидж Турции в глазах европейцев не исправит. Здесь нужно работать в тесном сотрудничестве с разными ведомствами. Главные усилия должно приложить правительство, самое главное — это нормализация российско-турецких политических отношений. Нужны шаги, направленные на демократизацию турецкого общества для улучшения имиджа Турции в глазах европейцев. В этих вопросах положительных изменений сейчас нет.
— Влияет ли на туристический имидж Турции миграционный кризис?
— Сейчас Турция не может справиться с потоком беженцев, который ее накрыл. Наша страна сейчас является буферной зоной, приняв около трех миллионов беженцев, которые серьезно понижают уровень жизни и стандарты качества услуг в Турции. Эти люди распространились по всей стране. Естественно, стремительное увеличение число попрошаек на улицах любого иностранца будет напрягать. В Стамбуле, например, где много иностранцев, сейчас дети просят милостыню, увеличивается криминал, воровство, сексуальные домогательства, женщины занимаются проституцией, есть сведения о торговле детьми, органами. Конечно, все это останавливает желание иностранцев приехать в нашу страну.
Сирийцы являются преимущественно мусульманами. В Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ тоже живут мусульмане. Почему беженцы не направляются туда? В этих странах работают большое число мигрантов из Индии, Китая, других азиатских стран. Раз у вас такая необходимость в привлеченной рабочей силе и вы такие богатые — примите сирийских беженцев, пусть они работают у вас. Почему вы их гоните в Европу, через море, через смерть? Потому что в самых богатых арабских странах — диктатура, султанат. Люди, убегая от войны, не хотят попасть под диктатуру. Вместо того чтобы помочь сирийцам, взять их на работу, Саудовская Аравия хочет отправить в Сирию военных. Сирии нужны не военные, ей нужна помощь — продукты питания, одежда, одеяла, помощь в образовании, в лечении. Мусульмане должны извлечь урок из этой ситуации. И Европа не смогла сдать экзамен, она очень трусливо пытается спихнуть беженцев Турции: вот вам деньги, держите беженцев у себя. Они сами себя унизили такими действиями, дискредитировали собственные ценности. Разве так можно?
— Какой выход из этой ситуации вы видите?
— Если бы я был сейчас министром, я бы инициировал специальное заседание правительства, посвященное развитию туризма. Когда популярен отдых в стране, автоматически повышается имидж страны во всем мире. И Турция это пережила. Благодаря нашим достопримечательностям, доброжелательности, гостеприимству, кухне к нам ехали миллионы туристов, особенно из Германии и России. Только из этих двух стран приезжало 10 миллионов человек, а всего к нам приезжает около 30 миллионов зарубежных гостей. В 2012 году ВТО вручила нашему министерству награду, как лучшей стране — организатору туризма в Европе. Но это была не только наша заслуга, это стало результатом повышения общего имиджа Турции. А сейчас он ухудшается. Мы были безопасной, приветливой и мирной страной, где уважались права человека, а теперь у нас конфликт в собственной стране, мы поссорились с соседями. Туристам нужно и качество услуг, и достопримечательности, и море, но прежде всего им нужна безопасность и уверенность. Иначе приедут только любители приключений. Это тоже вариант, но таких туристов мало.
Чтобы как-то улучшить ситуацию в туризме, прежде всего в Измире, Анталье, Стамбуле, Каппадокии, нужно существенно, в разы повысить меры безопасности, особенно в отношении действий со стороны мигрантов, а также против возможных террористических угроз.
— Насколько важны для Турции российские туристы? Сейчас от турецких властей раздаются заявления — дескать, если не приедут туристы из России, то это не беда, мы их место займем другими туристами из других стран…
— Это безответственные заявления, рассчитанные на неосведомленность общественности. Мы всегда были открыты всему миру, у нас работали туристические представительства в Бразилии, Китае, Индии, Японии, Австралии, Канаде, в каждой стране Европы — во всем мире проводим кампании по привлечению туристов. Но, скажем, из Китая к нам ежегодно приезжает около ста тысяч человек. Даже если вы в два раза увеличите это число, то получите 200 тысяч. Но из России в Турцию приезжало более 4 миллионов туристов, можно было довести эту цифру до пяти, шести, семи миллионов, а теперь она упадет, наоборот, до миллиона-двух. Вы же не закроете этот дефицит Китаем или Индией. Это нашему туристическому сектору не поможет, поэтому необходимо нормализовать отношения с РФ.
К тому же Россия для нас важна не только с точки зрения туризма. Это очень важный партнер в нашей географии — с точки зрения торговли, экспорта, подрядных услуг, продажи сельхозпродукции, обеспечения безопасности в нашем регионе. Россия легко сможет найти нам замену на своих рынках: туристы поедут в Египет, в Грецию, где сейчас очень нужны туристы, в Италию, строительных подрядчиков можно найти в Европе и так далее. А если прервутся все наши связи с Россией, то мы столкнемся с огромными экономическими проблемами. Россия в последние годы сделала огромный вклад в развитие Турции и в ее открытость миру. Мы не можем отгородиться от России, она слишком важна для нас. Турция тоже важна для России, но Россия для нас важнее. Надеюсь, что противостояние долго не продлится. Очень важно как можно скорее преодолеть этот кризис.
К сожалению, ведущие турецкие менеджеры в сфере туризма говорят то, что хотело бы услышать их турецкое руководство, поскольку они страшно боятся влезать в политику. Они должны сказать: нам нужно обязательно помириться с Россией, иначе у нас будут очень большие проблемы в туризме, в экономике в целом. Но они молчат. Хотя каждый незаметно пытается сохранить свои деловые контакты с российскими партнерами, но они не могут пойти против правительства и заявить о том, что нужно срочно реанимировать отношения с РФ.
Я шесть лет был министром и могу сказать: турецкий туризм в значительной мере развивался именно благодаря России. В 2008 году, когда весь мир терпел убытки из-за экономического кризиса, туристический сектор Турции прибавил 2-3%. Число туристов из России росло на 10% каждый год, и экономические проблемы, которые у нас были с Европой, мы закрыли прибылью, полученной от России. Нужно иметь в виду, что Россия влияет на Белоруссию, Казахстан, другие бывшие республики СССР и даже на восточноевропейские страны. Когда у нас хорошие отношения с Россией — они у нас хорошие и с ними. Это еще раз доказывает, что для нас Россия — это чрезвычайно важная страна.
Говорят, что в любом кризисе есть возможности для нового развития. Мы пережили серьезный кризис в начале 2000-х годов, после которого экономика в Турции стабилизировалась. Но сегодняшний кризис не несет никаких возможностей. У нас были хорошие отношения со всеми странами-соседями — с Сирией, Израилем, Ираном, Россией, которые мы потеряли. Мы должны отказаться от такой неправильной политики и вернуться к политике мира. Иначе это будет угрожать национальной безопасности страны.
— Какие шаги можно предпринять, чтобы преодолеть кризис в отношениях с Россией?
— Турция объявила о правилах реагирования на внешние угрозы. Они были введены после того, как в Сирии в 2012 году был сбит турецкий самолет. Защищать свои границы — это суверенное право государства. С точки зрения Турции российский самолет нарушил ее границу и в соответствии с правилами реагирования на угрозы был сбит. Но когда самолет падал, два пилота катапультировались, один спасся, а другого убили. За его убийство взял на себя ответственность гражданин Турции. Человек, который убил пилота, совершил преступление. Что может сделать Турция? Задержать и, если вина его будет доказана, осудить. Это будет шанс открыть двери для переговоров с целью нормализации отношений с Россией. Но пока убивший пилота человек не только остается на свободе, но и с гордостью рассказывает об этом прессе. Это раздражает и Россию, и турецкую общественность.
В Сирии у всех свои интересы. Но что США делают на Ближнем Востоке? Что им здесь надо? Нам сейчас говорят: а что делает здесь Россия? Но Россия к Сирии ближе, чем США, она находится в этой же географии. У всех свои интересы, у Турции в том числе. Турции нужно, чтобы ее границы были безопасные, а в соседней стране был мир.
Преодолеть кризис — это задача дипломатов. Дипломатия должна в самых сложных ситуациях находить выход. То, что Турция и Россия вошли в клинч из-за Сирии, это невероятная несправедливость, поэтому мы обязаны решить эту проблему.