Захар Виноградов, РИА Новости
Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Прошедшая неделя была не вполне типичной для Украины. На фоне митингов одна часть украинской элиты решала, как спасти премьера Арсения Яценюка от грядущей отставки, а другая придумывала, как сохранить лицо президента Петра Порошенко, который провалил реализацию Минских соглашений.
"Южмаш" бастует
"В цехах холодно, долго находиться там нельзя. Но мы все равно выходим на работу, чтобы получать хоть какие-то деньги. Не по нашей вине завод работает не на полную. А раз так — мы требуем, чтобы нам платили хотя бы минимальную зарплату", — заявил председатель независимого профсоюза работников "Южмаша" Евгений Деркач.
"Южмаш" когда-то был гигантом военно-космического комплекса СССР. Здесь была изобретена, а потом собрана знаменитая баллистическая ракета СС-20, "Сатана" по западной классификации. Второй президент Украины Леонид Кучма прошел на "Южмаше" путь от инженера до генерального директора.
Сегодня завод умирает. Единственный бывший заказчик — Вооруженные силы РФ; до недавнего времени "южмашевцы" проводили обслуживание части российской военной техники. Теперь и этого нет: Украина по решению президента Петра Порошенко прекратила сотрудничество с РФ в военно-технической области.
К долгам по зарплате прибавились и долги за коммуналку. Когда энергетики олигарха Рината Ахметова в январе отключили свет на предприятии, без электроэнергии остались несколько городских жилых кварталов и маршрут трамвая № 11, которые подпитывались от сетей "Южмаша".
Руководитель украинского политологического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев считает, что после приближающегося закрытия "Южмаша" Украина автоматически выпадет из числа космических государств.
"…Нынешняя украинская элита чихать хотела на мнение граждан. Но она очень чувствительна к тем институтам и личностям, в которых видит источник своей власти. Когда украинцы недовольны отсутствием реформ, то Петру Порошенко на это наплевать, когда украинцы два года говорят: давайте начнем что-то делать, то Арсению Яценюку тоже на это плевать. Но как только об этом начинают говорить МВФ, США, ЕС, — сразу начинается какая-то реакция.
Поэтому, как я вижу, гражданскому обществу Украины нужно налаживать коммуникацию как раз с США и МВФ, и доносить свое мнение до местных властей посредством этих международных институтов", — сказал Гладких в эфире радиостанции "Голос Столицы".
Блокада российских фур
В ночь с 11 на 12 февраля в Закарпатской области Украины, в районе села Нижние Ворота Воловецкого района несколько десятков националистов начали бессрочную акцию по блокаде российского грузового транспорта — фур, следующих через территорию Украины из России в Западную Европу.
В течение следующих трех дней к западнокарапатским националистам присоединились единомышленники из других регионов страны — Львовской, Волынской, Житомирской, Черниговской и других.
Судя по всему, вся эта "патриотическая самодеятельность" управляется из одного места.
"С формальной точки зрения перекрытие дороги — это правонарушение, но министерство не компетентно реагировать на них, для этого есть другие службы и процедуры", — заявила независимому агентству "Интерфакс-Украина" заместитель министра Министерства инфраструктуры Украины Оксана Рейтер.
14 февраля Минтранс РФ вынужден был принять ответные меры о приостановке движения грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных на Украине. "Действие указанных мер будет сохраняться до урегулирования украинской стороной ситуации с неправомерным блокированием российских грузовых автотранспортных средств на территории Украины", — заявили в пресс-службе ведомства.
По информации Минтранса РФ, с 11 февраля в разных областях Украины заблокировано более 100 грузовых автомобилей. Более 500 грузовых автомобилей, зарегистрированных в РФ, не могут въехать на территорию Украины со стороны ЕС.
"При этом только за 11-12 февраля 2016 года был обеспечен беспрепятственный въезд или выезд на территорию нашей страны 1038 украинских грузовых транспортных средств", — заявили в Минтрансе.
"Патриотическая инициатива" неожиданно резко подняла в стране акции премьер-министра страны Арсения Яценюка. И произошло это накануне намеченного на вторник отчета правительства перед депутатами Верховной рады. Еще совсем недавно в стране уверенно говорили о близкой отставке Яценюка, а теперь заговорили о том, что только правительство может урегулировать ситуацию с фурами.
Срыв Минских соглашений
Выступая 13 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности, президент Украины вновь обрушился на Россию и российского президента Владимира Путина, обвиняя их в агрессивных планах и захвате территорий.
Эти тезисы не новы, но прозвучали и новые мотивы. Оказывается, особую ненависть у него вызывает уже не Россия и ее руководители, а те лидеры государств, которые выбирают диалог, а не конфронтацию.
"Я ненавижу то, что некоторые (западные — ред.) лидеры стремятся к усилению диалога с РФ, несмотря на все то, что произошло в моей стране", — заявил Порошенко в Мюнхене.
С точки зрения украинского президента, "санкции — это не наказание. Санкции — это инструмент для того, чтобы удерживать Россию за столом переговоров. Другого инструмента нет".
Накануне этого выступления во влиятельной украинской газете "Зеркало недели" появилась статья советника президента Украины, директора Национального института стратегических исследований, академика Национальной академии наук Украины Владимира Горбулина "Есть ли жизнь после Минска?" По сути, он пытался объяснить, что надо делать, чтобы не выполнять Минские соглашения и дальше, не теряя при этом лицо.
Для решения этой непростой задачи автор предлагает новую концепцию "неизбежности необходимых изменений". Запад, по его мнению, должен пересмотреть подход к Минским соглашениям. Не вмешиваясь во внутренние дела Украины, ограничиться обсуждением гуманитарных и международных проблем, например, обеспечением беспрепятственных поставок международной гуманитарной помощи Донбассу.
Кроме того, по мнению Горбулина, состав участников переговоров должен быть расширен за счет представителей тех государств, которые поддерживают Порошенко и выступают против российских инициатив мирного урегулирования — Польши, Румынии, США, прибалтийских государств.
С точки зрения советника президента, реализация соглашений в нынешнем виде невозможна и даже крайне нежелательна, поскольку играет на руку так называемым сепаратистам.
Так что тезис о ненависти к неназванным западным политикам в выступлении Порошенко — не оговорка. Это далеко идущие планы. Президент Украины уже делит Европу на своих и чужих, на тех, кого возьмет с собой на переговоры по урегулированию (вернее, замораживанию) конфликта на востоке Украины, и тех, кого уже заранее ненавидит.