Захар Виноградов, РИА Новости
В пятницу 12 февраля исполняется ровно год с момента заключения Минских соглашений, которые были выработаны в столице Белоруссии главами "нормандской четверки" — России, Германии, Франции и Украины.
Соглашения пошагово описывали путь к мирному урегулированию на востоке Украины. Но за год они так и не были реализованы. Теперь команда Порошенко стоит перед катастрофическим для неё выбором – выполнять Минские соглашения и потерять власть под нажимом националистов, либо активизировать военное противостояние с Донбассом и экономическую войну с Россией. И при этом окончательно, хотя и не сразу, потерять поддержку на Западе. А значит, потерять власть.
Без указания должностей
Год назад мало кто обратил внимание на то, кто, и главное – каким образом — подписал в столице Белоруссии документ, полное название которого — "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений". Это были, цитирую: "посол Хайди Тальявини, второй президент Украины Л.Д. Кучма, посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов".
По информации одного из участников переговоров в Минске, именно этот момент оказался одним из самых сложных. Украинский президент Петр Порошенко не хотел, чтобы под соглашениями стояли подписи руководителей самопровозглашенных республик. Потому что в этом случае Украина де факто признавала бы существование этих республик.
Поэтому, по информации нашего источника, Порошенко всячески сопротивлялся появлению подписей Захарченко и Плотницкого.
Но российская сторона на этом настояла. Ведь, помимо наблюдателей от ЕС и РФ, главными субъектами выполнения соглашений были непосредственные участники конфликта – Украина и непризнанные ею республики. Представители РФ предложили компромиссный вариант — не называя Захарченко и Плотницкого главами республик, просто обозначить их в соглашениях как участников переговоров, подписавших документ.
Эта коллизия во многом определила судьбу Минских соглашений. Украинская власть так и не признала власти мятежных республик полноценными участниками переговоров, не решилась на прямые контакты с ними и, в результате, провалила выполнение соглашений.
Главные пункты соглашений так и остались невыполненными. Не были полностью восстановлены социально-экономические связи Украины и мятежных республик; не принят Закон об особом статусе Донбасса; не внесены соответствующие изменения в Конституцию; не объявлена амнистия для участников конфликта. Парламент и президент так и не назначили выборы в местные органы власти, не провели полное разоружение незаконных формирований. Как результат — не восстановлен полный контроль Украины над государственной границей.
Срок реализации соглашений автоматически был перенесен на текущий год. Но сейчас вероятность их выполнения куда меньше, чем год назад.
Порошенко начинает и проигрывает
Радикально настроенные депутаты Верховной рады обвиняют Порошенко в том, что, подписав соглашения, он предал национальные интересы. Они утверждают, что соглашения отражают интересы "сепаратистов", то есть властей непризнанных республик.
В феврале 2015-го, когда заседала "нормандская четверка", президент находился в отчаянном положении. В эти дни в окружение под Дебальцево попало крупное соединение Вооруженных сил Украины (ВСУ). Был вероятен разгром украинской армии, и у ополченцев в результате этого открывалась возможность выхода на центральную часть страны. Поэтому Порошенко был готов подписать любой документ, останавливающий военные действия.
В Минске тогда проходил сложный процесс военной капитуляции. Свою президентскую карьеру в мае 2014-го Порошенко начал с усиления военного конфликта на востоке страны. Подписывая Минские соглашения в феврале 2015 года, он признавал окончательное поражение в первой войне – горячем противостоянии с Донбассом. Силой оружия подчинить себе мятежные республики Порошенко не смог.
Вторая война — идеологическая и экономическая
Однако открыто признать свое поражение в вооруженном конфликте Порошенко не мог. Поэтому, вернувшись из Минска, президент продолжил мобилизационные мероприятия, переформирование армии, направил средства на укрепление материального и кадрового обеспечения ВСУ.
Команда президента начала новую войну — идеологическую и экономическую. Теперь главным врагом Украины были названы не "сепаратисты" на востоке, а российские вооруженные силы, которым, по логике украинских идеологов, и противостояла армия страны. Это как бы спасало президента от позора — проиграли, мол, ВСУ не ополченцам, а регулярной хорошо вооруженной Российской армии.
И, хотя это не соответствовало реальности, украинская власть намеренно этого не замечала. Порошенко и его команда действовали по принципу: главное — не то, что есть на самом деле, а то, что об этом говорят политики с телеэкрана и на переговорах с главами западных государств и правительств.
Так нагнетание антироссийской истерии стало главным оружием второй войны.
В течение нескольких месяцев по решению президента и правительства были практически прекращены все виды сотрудничества с РФ. Российским государственным и частным предприятиям, зарегистрированным на территории Украины, было предложено сменить собственников. По инициативе правительства Украины прекращено воздушное сообщение с РФ. А с 1 января 2016 года, в связи со вступлением Украины в зону свободной торговли с ЕС, она потеряла торговые преференции со стороны России.
Планомерно идет наступление на все российское и русское в области культуры. Десяткам российских деятелей культуры запрещен въезд в страну, запрещена трансляция практически всех российских телеканалов, даже Шансон-ТВ и ТВ-Кулинария.
Правда, по подсчетам украинских экспертов, в этой войне Украина уже потеряла 11 млрд долларов – настолько снизились показатели внешнеэкономического сотрудничества Украины с РФ. А это – налоги, рабочие места, доходы государства, которые значительно превосходят то, что выделяет Украине МВФ.
Война националистов против Порошенко
Теперь всё приходится начинать с той точки, которая была поставлена в Минске год назад. И Порошенко вынужден был признать, что альтернативы Минским соглашениям нет. Речь только идет, по его словам, о новой дорожной карте – сроках выполнения соглашений.
Однако выполнение соглашений теперь осложнено внутренним сопротивлением окрепших украинских националистов, всех тех, кто в течение года выступал против их реализации. Провести законы об амнистии, об особом статусе Донбасса, о назначении в этих регионах местных выборов через парламент практически невозможно.
То, что президент и его команда в течение 2015 года культивировали в украинском обществе – крайний украинский национализм, антироссийскую истерию, — теперь обернулось против Порошенко. Выполнить обязательства, взятые им год назад в Минске перед лидерами западных государств, при нынешнем раскладе в парламенте он не может.
Проиграв по факту и эту, вторую необъявленную войну, Порошенко вынужден учитывать националистические настроения, которые поддерживал в 2014-м и особенно горячо раскручивал в 2015-м. Вооруженные националистические группы вышли из под контроля государства, а умеренные националисты в парламенте и правительстве за это время расширили электоральную базу. И те и другие, являясь откровенными противниками выполнения Минских соглашений, теперь ведут свою, необъявленную войну. Только теперь — против президента