МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин прокомментировал решения судов ряда стран по ЮКОСу, Литвиненко и другим громким делам, отметив, что заявления о связи властей РФ с преступлениями попирают стандарты международного права.
"Удивляет легкость, с которой судебные органы ряда стран, вынося решения, бездоказательно и голословно связывают с конкретными преступными деяниями высших должностных лиц российского государства, попирая не только все возможные универсальные принципы и стандарты доказательственного права, но и устанавливаемый международным правом функциональный иммунитет этих должностных лиц", — цитирует слова Бастрыкина пресс-служба СК РФ.
Яркими примерами этому Бастрыкин назвал решения по делам ЮКОСа, доклад по делу об убийстве в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, доклад Совбеза Нидерландов по итогам расследования факта крушения малайзийского Boeing MH17, проверка ФБР США легитимности присуждения России и Катару прав на проведение чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов, похищение, насильственное перемещение в США и осуждение к длительным срокам лишения свободы российских граждан Виктора Бута и Константина Ярошенко.
В июле 2014 года третейский суд в Гааге удовлетворил иск бывших акционеров ЮКОСа и обязал Россию выплатить им 50 миллиардов долларов. РФ обжаловала данное решение суда, однако экс-акционеры компании обратились в суды ряда стран с требованием об аресте имущества. В июне 2015 года во исполнение решения гаагского суда в Гааге во Франции и Бельгии было арестовано имущество, которое власти этих стран считают российским.
Экс-сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, умер в ноябре 2006 года вскоре после получения британского гражданства. После его смерти специалисты британского Агентства по охране здоровья утверждали, что обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного полония-210.
Согласно опубликованному в январе докладу по итогам открытого разбирательства, британский суд возложил ответственность за смерть Литвиненко на Россию, но при этом отметил, что не располагает достаточными доказательствами российского происхождения полония-210. Российские власти в свою очередь поставили под сомнение объективность доклада.