Свой неоценимый вклад в работу Агентства печати "Новости" внесли многие известные журналисты. Среди них были и те, которых "выковали" в АПН. И всей этой машиной, приводимой в движение тысячами специалистов, руководили не менее профессиональные кадры. О специфике их работы – во второй части спецпроекта "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами", который подготовлен Радио Sputnik к 75-летию Совинформбюро.
Первая глава спецпроекта – "Новые времена – новые цели. Создание Агентства печати "Новости"">>
Несколько иностранных языков, знания в области политики и международных отношений, ответственное отношение к работе. Таков портрет обычного сотрудника Агентства печати "Новости". Свой вклад в работу АПН внесли многие известные журналисты – Генрих Боровик, Владимир Симонов, Владимир Познер и многие другие.
Знание нескольких, желательно редких, языков не было обязательным условием при приеме на работу в АПН, но, как правило, многие корреспонденты могли свободно говорить и писать не только по-русски. Например, Владимир Познер, который пришел в Агентство в 1961 году, до этого несколько лет зарабатывал переводами с английского, а французский для него второй родной язык. В АПН Владимир Познер работал в журналах, которые распространяли за рубежом – это USSR и тот самый "Спутник", дайджест советской прессы, который был чуть ли не самым популярным продуктом Агентства.
Познер, кстати, окончил не журфак, а биолого-почвенный факультет МГУ. И людей с такими разносторонними интересами в АПН было немало. Генрих Боровик, который был собкором Агентства на протяжении почти 20 лет, учился в Институте международных отношений. Георгий Большаков, который в 1963 году создал в АПН отдел теле- и киноновостей, прошел в начале войны курсы военных переводчиков и работал в штабе стрелкового полка. Но такое было не только в АПН – это была довольно распространенная практика, говорит историк Александр Бондаренко:
"Были люди с подготовкой, люди и прошедшие войну, и получившие хорошее образование, потому что в Советском Союзе человек любого происхождения, если он был с головой, мог учиться в самых престижных учебных заведениях и потом получить престижную работу. Эти люди, которые дали потом журналистские династии, зачастую начинали с нуля".
Действительно, были и те кадры, которые "выковались" в АПН. Например, фотограф Владимир Вяткин пришел работать сразу после школы. Сначала стал лаборантом, потом учеником художника и после службы в армии вернулся уже в качестве фотокорреспондента. Журфак МГУ он все же закончил, уже в 1981 году. Но, говорит, всегда снимал душой – помогали и занятия живописью в детстве, и любовь в жизни. И, конечно, коллеги, которые делились секретами профессии, рассказывает Владимир Вяткин:
"Серьезные работали журналисты, страноведы. С опытом жизни, работы, с великолепным знанием страны и языков. Я о работе в АПН тех времен вспоминаю с ностальгией, связанной с большим опытом редакторского состава. Многие из этих людей прошли испытание Великой Отечественной войной. В нашем цеху фотографов работали четыре поколения. И поколение тех маститых журналистов, фотографов – это были ветераны. Великолепные учителя жизни".
Всей этой огромной машиной, которую приводили в движение тысячи специалистов, нужно было еще и умело руководить. У истоков АПН был Борис Бурков, который возглавил правление в 1961 году и оставался председателем до пенсии. На это место с должности советника посольства СССР в Чехии пришел Иван Удальцов, который спустя шесть лет стал послом Советского Союза в Греции. Пост он передал Льву Толкунову, который пришел из "Известий" и через пять лет туда же и вернулся. Дело продолжили Павел Наумов, Валентин Фалин и Альберт Власов – каждый из них был председателем не больше трех лет.
АПН работало очень качественно, и руководители разных уровней были всецело преданы общему делу, говорит Валерий Морозов, который работал в агентстве с 1976 года:
"Были очень сильные руководители в индийской редакции. Это Евгений Румянцев, в последние годы существования Агентства он был заместителем правления. Петр Аванесов – очень сильный профессионал, работал, не жалея времени и сил, сыграл важную роль в моей жизни, подтолкнул меня карьерно. Были очень сильные руководители в лице, например, Федина Николая Михайловича. Он был у меня руководителем, когда я работал в Индии. Это были люди высокой порядочности, честности, высокого профессионализма. Работая в Агентстве, я не сталкивался с коррупцией или нарушением финансовой дисциплины, непрофессиональным отношением".
Как говорит Валерий Морозов, не было и цензуры – корреспондентов вопреки устоявшемуся на Западе мнению особо не контролировали и часто доверяли их профессиональному чутью. Это нередко помогало Агентству становиться первым, публиковать новости раньше других, причем не только в СССР, но и в мире.
Мария Балябина