МОСКВА, 9 фев – РИА Новости. Австралопитеки седиба, претендующие на роль "связующего звена" между древними гоминидами и первыми Homo, не могли грызть кору деревьев и есть прочую твердую растительную пищу из-за слабых челюстей и зубов, что сближает их с людьми, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.
"Люди тоже обладают схожими ограничениями на силу укуса, и мы подозреваем, что первые Homo не отличались от нас в этом плане. С другой стороны, у почти всех австралопитеков не было таких ограничений. Это означает, что часть древних гоминид развивалась в сторону превращения в "щелкунчиков", тогда как другие, такие как Au. sediba, двигались в противоположном направлении", — заявил Джастин Ледогар (Justin Ledogar) из университета Новой Англии (Австралия).
Ледогар и его коллеги под руководством Ли Бергера (Lee Berger) из университета Витватерсранда (ЮАР) уже более 6 лет изучают останки загадочных австралопитеков седиба (Australopithecus sediba), которые были найдены в южноафриканской пещере Малапа 9-летним сыном Бергера и его собакой в 2008 году.
Au. sediba необычен тем, что его останки представляют собой своеобразную мозаику из черт более древних австралопитеков и представителей рода Homo, в том числе типично человеческую структуру кистей рук и ног, которые вероятно были приспособлены к работе орудиями труда и прямохождению. По этой причине Бергер и многие другие палеоантропологи считают, что Australopithecus sediba являются древнейшим предком человека.
В 2012 году Бергер и его коллеги открыли крайне необычную черту в жизни этих существ – анализируя рисунок трещин и износ зубов Australopithecus sediba, найденных в Малапе, ученые обнаружили следы того, что эти приматы питались, помимо ягод и лесных трав, еще и корой и другой твердой пищей. Подобное открытие не совсем укладывалось в теорию "связующего звена" и делало этих австралопитеков похожими на самых древних гоминид, а не на людей или даже других представителей своего рода.
Пытаясь понять, были ли подобные диетические предпочтения случайностью или нормальным поведением для Australopithecus sediba, группа Бергера проверила, был ли череп этих австралопитеков приспособлен для поедания жесткой пищи. Для этого ученые подготовили компьютерную модель его зубов, челюстей и черепной коробки и просчитали те нагрузки, которые возникали при пережевывании коры или раскалывании орехов.
Как оказалось, зубы и челюсти этих австралопитеков на самом деле не приспособлены к таким нагрузкам – по всей видимости, обладатели найденных в Малапе черепов и зубов ели кору из-за недостатка других источников пищи. Это сближает Australopithecus sediba с первыми Homo в плане структуры их диеты, однако, как подчеркивают ученые, не является однозначным свидетельством в пользу родства между нами и этими древними гоминидами.