МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. "Белый месяц" (Шагаа или Сагаалган) и Новый год по лунному календарю (год обезьяны) встречают в ночь на вторник российские буддисты, с этим священным праздником их поздравил глава Буддийской традиционной сангхи Пандито Хамбо-лама XXIV Дамба Аюшеев.
Буддийский новый год Сагаалган — праздник белой молочной пищи, почитания старших, обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В традиции тибетско-монгольского буддизма Сагаалган является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов.
Современное религиозное содержание буддистский Новый год приобрел в начале XV века, когда известный реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелугпа (последователями которой являются большинство российских буддистов) лама Чже Цонкапа (или Цзонхава) разработал правила проведения праздников в дацанах. К Новому году он приурочил Монлам Ченмо — Великий молебен, который посвящен 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни в индийском городе Шравасти, и длится 15 дней (в 2016 григорианском году с 9 по 23 февраля).
"Уходящее время овцы в стихии дерева было весьма строгим и даже необузданным — все мы стали свидетелями этих непростых событий. Но этот год также был полон и событий добрых, позитивных", — говорится в поздравлении верховного ламы. Он также пожелал верующим в новом году красной обезьяны, который продлится до 26 февраля 2017 григорианского года, "сохранять здоровье, ясность ума и спокойствие сознания".
Пятнадцать чудес Будды
Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение первых двух недель после наступления Нового года в храмах ежедневно проводятся службы в честь одного из 15 чудес Будды.
В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, из которой выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды. На второй день мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с фруктовыми деревьями: по правую руку Будды люди собирали и вкушали эти плоды, а по левую руку от него паслись стада.
На третий день он ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода сразу превратилась в озеро, в котором цвели огромные лотосы, наполнявшие своим благоуханием всю округу. На четвертый день по воле Будды из озера раздался громкий голос, который проповедовал священное учение. На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в 3 тысячах миров, а все, на кого упал этот свет, стали благословенными.
На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершенные добродетели и прегрешения. На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении властителей всего мира, которые вместе с приближенными воздавали ему хвалу и почести. Все это время лжеучителя были бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки онемели, а чувства были подавлены.
На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой — грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.
На девятый день Будда предстал выросшим до небес и проповедующим учение обитателям всех миров. На десятый день он стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое учение. На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства 3 тысяч миров, а все, кого коснулся свет, прониклись учением.
На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей, и каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды, и так продолжалось, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную. На четырнадцатый день Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество других колесниц с отражениями Будды, а их сияние наполнило светом все миры.
На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу, и люди ели с удовольствием. Затем Будда рукой коснулся земли: она разверзлась и все увидели ад, в котором страдали души стремившихся получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда продолжил проповедовать свое учение.