Рейтинг@Mail.ru
Новые времена – новые цели. Создание Агентства печати "Новости" - РИА Новости, 09.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые времена – новые цели. Создание Агентства печати "Новости"

Читать ria.ru в
Дзен
Специальный радиопроект "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами" подготовлен Радио Sputnik к 75-летию Совинформбюро.

Специальный радиопроект "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами" подготовлен Радио Sputnik к 75-летию Совинформбюро. Программы будут выходить в прямом эфире русскоязычной радиостанции Sputnik, в записи их можно услышать и почитать в рубрике "Радиоточка" в мультимедийном проекте МИА "Россия сегодня" — "75 лет. История начинается с новости". Об истории  создания АПН – в первой части спецпроекта.

"Информация на благо мира, на благо дружбы между народами". Под таким девизом в 1961 году на месте Совинформбюро появилось Агентство печати "Новости". Оно нашло свою аудиторию более чем в ста странах.

АПН в период "холодной войны": как создавались новости в СССР
8 февраля 2016, 11:30

Совинформбюро создавали в первые дни Великой Отечественной войны, чтобы "освещать международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны". Несколько послевоенных поколений знают, что именно "от Советского информбюро" люди узнавали о победах армии, а в 50-х – о жизни Советского Союза и стран социалистического лагеря.

Но в это время страна уже участвовала в новом противостоянии – не на поле боя, а в информационном пространстве. Поэтому и у СМИ появлялись новые задачи.

В период "холодной войны" на смену Совинформбюро пришло Агентство печати "Новости", или АПН. Оно должно было распространять за рубежом правдивую информацию об СССР и знакомить советскую общественность с жизнью народов зарубежных стран. В общем, укреплять взаимопонимание, доверие и дружбу народов – это сказано в уставе агентства.

В наследство от Совинформбюро АПН получило ценные кадры и общественный статус – среди его учредителей были союзы журналистов, писателей, космонавтов, общества дружбы с разными странами. Государственные органы не отвечали за деятельность агентства, во всяком случае юридически.

А вот подача информации изменилась. Теперь нужно было не только информировать, но и разъяснять, убеждать, доказывать. Строго говоря, сводками новостей агентство не занималось, несмотря на свое название. На первое место вышли аналитические статьи и обзоры.

Об этом рассказал журналист и политолог, руководитель Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков, который работал в АПН до 1988 года:

"В военное время решались одни задачи, потом возникли другие, и связаны они были и с успехами Советского Союза в космосе. Во всяком случае, работа на зарубежную аудиторию показалась руководству страны не менее актуальной, чем в годы Великой Отечественной войны. Тематика АПН была шире. АПН выполняло контрпропагандистскую задачу и опровергало предвзятое мнение, которое формировалось на Западе".

Делали это всеми доступными средствами и по всем возможным каналам: радио, телевидение, кино, газеты, журналы, дайджесты. Фотослужба АПН готовила не меньше 120 тысяч сюжетов в год. Печатная периодика включала в себя 60 наименований и выходила в 45 странах разовым тиражом больше, чем в 4 млн экземпляров. АПН старалось осветить как можно больше тем и завоевать как можно более широкую аудиторию. Агентство готовило вестники на любой вкус и для любого читателя: "Наука и техника", "Культура и искусство", "Спорт", "Молодежь – жизнь и проблемы", "Международная информация". Был и ежедневный обзор советской прессы на английском языке Daily review.

Занимались в АПН и большими форматами. Каждый год издавали по 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн экземпляров. Печатали то, на что не решались другие издательства. Например, мемуары маршала Жукова, "Двадцать писем к другу" дочери Сталина Светланы Аллилуевой.

О самых популярных материалах нам рассказал арабист Павел Давыдов, который работал в АПН с 1970 года, а сейчас руководит пресс-центром "Восток" уже в составе нового информационного агентства "Россия сегодня":

"АПН на внутреннюю аудиторию практически не работало. За исключением газеты "Московские новости" и журнала "Спутник", которые одно время нам принадлежали – они были рассчитаны в том числе на российскую аудиторию. Кстати, пользовались огромным спросом. "Спутник" – это был дайджест советской прессы, ежемесячный журнал. Купить его в киосках было практически невозможно, он пользовался большой популярностью. Он был красочный, грамотно сделан, подбор материалов был достаточно взвешенный, без перегибов в идеологическую плоскость".

Журнал "Спутник" печатали не только на русском языке, но и на английском, французском, испанском, немецком, чешском и венгерском. В конце номера для иностранных читателей были представлены уроки русского языка, сказки и кулинарные рецепты народов СССР – вся страна в одном кармане. Над созданием дайджеста трудились многие ныне известные авторы, например Владимир Познер. Всего же в авторском активе агентства было больше семи тысяч человек – это и уже маститые журналисты, и те, кто делал только первые шаги в профессии. Как сказал мэтр фотожурналистики, старинный сотрудник агентства Владимир Вяткин, "АПН – это родильный дом", который подарил стране несколько поколений талантливых журналистов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала