Рейтинг@Mail.ru
Павел Давыдов: мы пропагандировали страну - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Павел Давыдов: мы пропагандировали страну

© РИА НовостиПавел Давыдов, руководитель пресс-центра "Восток" (МИА "Россия сегодня")
Павел Давыдов, руководитель пресс-центра Восток (МИА Россия сегодня)
Читать ria.ru в
Дзен
Арабист Павел Давыдов пришел в АПН, которое было образовано на основе Совинформбюро в 1961 году, студентом, и работает в агентстве до сих пор. Он рассказывает, как пережил здесь смену двух "геологических эпох".

Павел Давыдов начал работать в штате Агентства Печати Новости в 1970, после окончания географического факультета МГУ. Трудился в редакции Ближнего Востока, в региональных бюро АПН, а позже РИА "Новости" в Египте и Иордании, Ливане, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии, снова в Ливане и, наконец, в Сирии. Ныне руководит пресс-центром "Восток", входящем в состав Мультимедийного пресс-центра МИА "Россия сегодня". Убежден, что агентство, в котором он проработал всю свою жизнь, всегда отличало главное – высокий профессионализм команды. Беседовал Владимир Ардаев.

"Новости" без новостей

— Павел Валентинович, как вы попали в агентство и как оно вас встретило?

— Я попал в АПН раньше, чем поступил работать в штат. Пришел сюда еще студентом — учился на географическом факультете, на кафедре экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Была такая. Готовился стать арабистом. Это было летом 1967-го, на Ближнем Востоке шла шестидневная арабо-израильская война. И я оказался востребован.

По окончании университета меня взяли в штат. Уже на следующий год направили работать редактором в Каир, а еще через год — заведующим бюро в Иорданию. И так случилось, что за годы своей работы в агентстве мне пришлось пережить кардинальную смену приоритетов — по сути, работать в двух разных эпохах.

— Но давайте по порядку. АПН ведь не было информационным, новостным агентством. Однако при этом в его названии — Агентство Печати Новости — присутствовало слово "новости", а новостей не было?

— Этот вопрос нам постоянно задавали иностранные коллеги: "Что такое "новости"?". Мы отвечали: "Новости" — это news". Они недоумевали: "Но у вас же нет news! У вас есть features, story (репортажи, корреспонденции), но не news!". Приходилось выкручиваться.

Да, АПН не было агентством новостей. Его основными продуктами были комментарии, аналитические статьи, материалы, разъясняющие суть тех или иных событий, происходивших в мире. Этим занимались высококвалифицированные команды специалистов-страноведов, работающие в региональных редакциях и бюро — в Москве и по всему миру. Они, прежде всего, готовили материалы для конкретных стран и регионов — с учетом их особенностей. Надо было точно понимать, какая именно тематика будет востребована, и каких комментариев ждет аудитория.

Основной задачей АПН было довести до всех уголков земного шара точку зрения советского руководства на происходящее в мире. А главной целью — да, пропаганда. Мы пропагандировали свою страну. И, главным образом, благодаря профессионализму команды, советская точка зрения была востребована. Во всяком случае, на Арабском Востоке — точно.

Что касается новостей, то их наше агентство не поставляло. В штатах бюро были корреспонденты, но и они, собирали мнения, брали интервью, готовили очерки, репортажи… А информацию для работы мы черпали из лент информагентств, из газет. Самым оперативным источником был ТАСС.

— Кто-то еще в мире работал таким же образом?

— А как же. К примеру, USIA — орган внешнеполитической пропаганды США, прекративший существование в 1999 году. Это агентство занималось как раз тем же — распространением позиции официального Вашингтона по всему миру. Как и мы.

Новая эпоха

— И когда же все изменилось?

— В 1991-м, когда распался Советский Союз, пришли новые люди, которые сказали, что пропаганда больше не нужна. Мол, люди у нас умные и сами способны понять и проанализировать информацию. Наша задача ее дать, а они сами сумеют сделать выводы, вынести собственные мнения и суждения. И это, я считаю было ошибкой.

— Почему?

— Да потому что "чистой" информации не бывает. Само сообщение аудитории о том или ином событии, выбор фактов, их подача определяются и модерируются поставщиком этой информации, следовательно, в любом случае не являются на 100% объективными. У западных коллег слово "пропаганда" звучит как ругательство, но пропагандой в том или ином виде всегда занимались все средства массовой информации, просто в одних случаях она была более откровенной, в других — более изощренной. Или более изящной.

Сами посудите. Когда начались нынешние события на Ближнем Востоке — в Ираке, Египте, Сирии, то куда делись вся объективность и непредвзятость мировых западных агентств и телекомпаний? Постоянно приходится натыкаться на искажение фактов, и очень хотелось бы верить, что это происходит случайно. Но не получается…

Борьба за лидерство и венгерский компьютер

— Вернемся в 90-е?

— Вернемся. Когда сказали, что пропаганда больше не нужна, началось разрушение агентства. В руководство приходили люди "со стороны". Региональные редакции и многие бюро закрывались, сотрудников-страноведов выдавливали из агентства, увольняли. Это был непростой период. Но тогда возникло новое направление деятельности, которого прежде не было — появилась новостная лента.

РИА Новости, по сути, стало полноценным информационным агентством. И вынуждено было включиться в борьбу за информационный рынок — то есть, в соперничество с другими поставщиками новостей. Отныне одним из важнейших приоритетов в работе стала скорость. В АПН тоже имела значение скорость — скорость комментирования событий. Однако теперь стало важно, по возможности, первыми сообщать информацию. Это замечательно, но если не идет в ущерб глубине и качеству. Поэтому не менее важно сохранить способность не только быть первыми в передаче новостей, но и компетентно разъяснять их смысл и содержание. Особенно — при работе с зарубежной аудиторией.

Тем не менее переход от АПН к РИА Новости, от чисто пропагандистского агентства к агентству информационному в конце 90-х — начале "нулевых" свершился. И мы, как я уже сказал, оказались в совершенно иной временной эпохе.

— Настолько изменилось содержание работы?

— Изменилось практически всё — цели, смысл, приоритеты. Но наступили новые времена, и изменились также и технические возможности. В АПН, этой огромной многоязычной махине, основным средством автоматизации труда была пишущая машинка. Самым современным техническим средством — электрическая пишущая машинка. И лишь в начале 80-х у нас в кабинетах появились первые компьютеры.

Это был венгерский Videoton. Его отличительной особенностью было то, что дисплей вмещал только пять страниц текста, а дальше, если продолжать набирать, то начало удалялось — строка за строкой. Приходилось, набрав пять страниц, сохранять текст на дискете и набирать следующие страницы. Потом как-то сводить все это вместе. Помню, как-то мне надо было написать большой материал. Я работал одновременно на трех компьютерах: на одном начало, на другом продолжение, на третьем окончание. И чтобы прочитать целиком и отредактировать, пришлось бегать от одного к другому — голова шла кругом… Сегодня техническое оснащение редакций такое, что пару десятилетий назад и присниться не могло.

Возврат на круги своя?

— В свое время на фундаменте того, что оставалось от АПН, выросло РИА Новости. Сегодня на базе РИА Новости создано МИА "Россия сегодня" — мощный многоязычный мультимедийный конгломерат, как и АПН когда-то, направленный, главным образом, на зарубежную аудиторию. И задачи, которые стоят перед ним, сродни задачам, стоявшим перед АПН: сообщать планете информационную картину мира такой, какой она видится из России. Есть ли у вас ощущение, что вы снова возвращаетесь к старому?

— Нет, это невозможно. Да, мы ставим перед собой цели и задачи, схожие с теми, что уже стояли перед нами когда-то. Потому что в этом действительно есть необходимость. Но воссоздать прежнее АПН не получится по целому ряду причин.

Во-первых, в отличие от АПН, мы стали реальным новостным агентством — лидером информационного рынка. И отказываться от достигнутого было бы совершенно неразумно.

Во-вторых, неизмеримо изменились технические возможности, и возврат к прежнему АПН с его пишущими машинками — это что-то из области ненаучной фантастики. Мы теперь работаем совсем по-другому, и перед нами открыты новые колоссальные возможности.

Наконец, третье — то, к чему следует стремиться, и то, над чем надо серьезно работать. Прежней команды высококлассных специалистов-страноведов уже нет, во многом ее растеряли в предыдущие годы. А она нужна! Потому что работать для зарубежной аудитории, не зная этой аудитории, невозможно.

Уже в тот период, когда РИА Новости только начало выпускать ленты новостей на иностранных языках, мы столкнулись с тем, что эта информация должна быть другой, не такой, как для российской аудитории. Если вы пишете о событии, произошедшем в Воронеже, то вы, как минимум, должны объяснить, что это за город, и где он находится. Для жителей России этого делать не надо, а для американца или австралийца — обязательно. Ну, а разъяснять смысл политических событий, а не просто информировать о них, сам Бог велел.

То есть новости для зарубежной аудитории не должны ограничиваться исключительно информацией. Они должна содержать в себе и элемент анализа, комментария. И экспертом не обязательно должен выступать "мудрец со стороны", им обязан быть сам автор, корреспондент нашего агентства. И руководители должны готовить своих сотрудников к тому, чтобы они становились экспертами в своей области, поощрять тех, кто к этому стремится.

Специалистов, умеющих работать с иностранной аудиторией, надо набирать и выращивать заново. Это огромное поле деятельности для МИА "Россия сегодня".

— Вам интересно работать в мультимедийном пресс-центре?

— Мультимедийный пресс-центр — это, наверное, лучшее, что было создано в процессе становления РИА Новости. Совершенно уникальная, не имеющая аналогов прекрасно оснащенная в техническом отношении площадка, на которой можно проводить мероприятия любого уровня сложности — будь то пресс-конференции, телемосты, круглые столы, семинары, дискуссии, мастер-классы… В ней работает молодой, талантливый и высоко профессиональный коллектив, и работает на полную катушку.

Сам я руковожу пресс-клубом "Восток". Работаю с хорошо знакомой мне тематикой Арабского Востока. Занимаюсь тем, что лучше всего знаю, и потому — с удовольствием.

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала