МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Материальная помощь от донорской конференции по Сирии может пойти на финансирование воюющей против президента Башара Асада оппозиции, нужна открытость в распределении средств, убежден старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Советник директора Российского института стратегических исследований востоковед Елена Супонина считает, что реальная помощь может отличаться от заявленной.
Страны-участники завершившейся в Лондоне донорской конференции по Сирии договорились собрать более 10 миллиардов долларов помощи сирийцам. Как говорится в итоговой декларации организаторов конференции – Великобритании, Германии, Норвегии, Кувейта и ООН — многосторонние банки развития и страны-доноры объявили о выделении порядка 40 миллиардов долларов кредитов.
Пиар
"Эта конференция так называемых доноров преследовала две цели, на мой взгляд: поддержать те страны, которые принимают беженцев с одной стороны, с другой стороны завуалированно помогают вооруженной сирийской оппозиции бороться против сирийской правительственной армии, вторая цель – это пиар, показать мировому общественному мнению, что эти страны помогают сирийскому народу в преодолении негативных последствий кризиса",- сказал Долгов РИА Новости.
Как он отметил, "это большая, действительно, сумма, но она будет распределяться не в Сирии, сирийское правительство не будет в этом участвовать, она будет распределяться среди стран, принимающих сирийских беженцев – Турция, Иордания Ливан". "Особенно Турция — это страна, которая напрямую помогает военным путем и поставками вооружения сирийской вооруженной оппозиции, которая воюет против сирийской правительственной армии. Помощь Турции непонятно куда может уйти, это вопрос технический, в том числе, нужна гласность, транспарентность в распределении этих сумм, что, возможно, будет — а, возможно, и нет",- сказал эксперт.
Он отметил, что помощь планируют оказать странам, которые поддерживают сирийскую оппозицию, а значит, часть денег может пойти противникам Асада, и помощь не будет носить нейтральный характер. "Это очевидно, конечно, нужны доказательства, но это просматривается совершенно ясно", — сказал Долгов.
Реальность и ожидания
Опыт предыдущих международных конференций по оказанию донорской помощи – в частности, для Афганистана и Палестины – позволяет предположить, что реальный объем помощи будет заметно отличаться от заявленного, считает советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед Елена Супонина. "Такие конференции дают поначалу очень много надежд, однако эти надежды чаще всего оказываются несбыточными. Многие участники на этом делают себе политический пиар, зарабатывают очки, заявляют миллиарды долларов, но из них потом реально нуждающимся людям попадает мизерная часть, да и вообще из этих сумм реально собрано будет где-то в лучшем случае треть, а то и четверть", — сказала она.
"В обещанные суммы не верят уже не только сами сирийцы, но и более-менее разбирающиеся в этом специалисты", — добавила востоковед.
Также Супонина считает "очень тревожным сигналом" отсутствие на лондонской конференции представителей сирийского правительства. "Сирийское правительство контролирует значительные территории, там тоже большая разруха, там тоже люди нуждаются в помощи, и возникает вопрос – а как же тогда будет предоставляться эта помощь? Если в обход сирийского правительства, то есть только тем районам, где действует оппозиция, то это явно сочетается с планами свержения президента Асада и нацелено против него. И, в любом случае, это будет выглядеть как нарушение суверенитета Сирии", — уверена эксперт.
Кроме того, как отметила востоковед, часть собранных денег планируется направить странам-соседям Сирии, некоторые из которых настроены откровенно недружелюбно по отношению к нынешнему сирийскому режиму, что опять-таки вызывает вопрос о реальных целях доноров.
"Международному сообществу надо быть честным и когда оно объявляет об этих суммах гигантских, и когда оно потом собирается использовать хотя бы то, что будет собрано. Такой честности я пока не вижу", — резюмировала Супонина.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>