Экономические проблемы, рост курса рубля и развитие внутреннего туризма стали причиной падения потока туристов из России в Грецию в прошлом году более чем на половину. Однако, после закрытия турецких курортов для россиян, потери можно восстановить, считает вице-президент компании Ambotis Tours Service Георгий Акритидис.
О ситуации в туристической отрасли Греции, о противостоянии с Турцией в борьбе за европейского туриста и новых предложениях для российских туристов Акртидис рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Геннадию Мельнику.
- Какими были итоги прошлого года в плане российского туризма в целом? Какое место российские туристы занимают в вашей компании?
— Россия в 2015 году дала нам 45% от общего потока всех туристов, которых обслужила наша компания.
Итоги сложные. Год был очень сложным. И не только со стороны России, но и со стороны Европейского союза, со стороны балканских стран, которые входят в Евросоюз, потому что кризис есть везде.
Но, в принципе, программу-минимум, которую запланировала наша компания, мы выполнили. Мы не смогли выполнить немного программу по "воздуху" — для примера, мы взяли 50 тысяч мест, а продали 43 тысячи. Но наши основные партнеры пошли нам навстречу, мы смогли год закрыть по программе-минимум.
- Статистические данные по Греции в целом показали спад потока российских туристов за девять месяцев прошлого года на 62%. У вашей компании насколько упал поток туристов из России?
— На 50-55%. Причин несколько. Во-первых, безусловно, повлиял курс рубля. Эти скачки рубля вверх-вниз, когда клиент не мог нормально планировать.
Во-вторых, немаловажную роль сыграло то, что турист был переориентирован на внутренний рынок. Я говорю уже много лет, что Россия прежде должна была развить внутренний туризм, потому что львиная доля россиян не видела Россию вообще, не видела Россию за пределами дома. И у нас был бы турист совсем другого качества. Турист, который ездит по своей стране, был бы подготовлен к поездкам за границу. А у него получилось, что он сразу за границу поехал, а свою страну не видел.
Я вижу очень большие плюсы в том, что развивается внутренний туризм, и наша компания с этого года запланировала работу по внутреннему российскому рынку. Причем мы сейчас разрабатываем не банальные маршруты "все в Крым, все в Сочи". У России есть много чего, помимо Крыма, Сочи и Золотого кольца. Мы разрабатываем туры на Байкал. В Красноярский край, вплоть до Камчатки. Конечно, большой поток туда не сделаешь, но это очень интересный проект.
Пока это, естественно, для российских туристов, но, конечно, мы будем предлагать это и на греческий рынок.
Но на первый год у нас будет, видимо, не больше пяти групп по этим маршрутам. Это для рыбаков, любителей охоты, желающих увидеть просторы России.
Для одной греческой группы мы обсуждаем с РЖД поездку по Транссибирскому маршруту, чтобы можно было сделать как с автобусом, который вокруг Акрополя, — сошел, посмотрел, сел на следующий и дальше поехал. Здесь должна быть максимально комфортной стоимость билетов, чтобы мы не покупали каждый раз новые билеты, а просто продолжали свой путь.
- Как идет по Греции раннее бронирование? Что вы ждете в этом сезоне?
— Раннее бронирование началось. Конечно же, его нельзя сравнить с 2013 и 2014 годами, это небо и земля. Тогда давали скидки, клиент заранее планировал, заранее оплачивал. Сейчас рубль не позволяет клиенту массированно делать раннее бронирование. Клиент боится — сегодня он купит евро по 85, а если будет по 65? Вместо того, чтобы выиграть, он потеряет. Это психологический момент.
По сравнению с прошлым годом ситуация с ранним бронированием получше — процентов на 30%.
- Какие-то специальные программы для России готовятся? С недорогими предложениями? Я, например, на данный момент вижу совсем недорогие предложения, есть гостиницы по 20 евро, по 30 евро.
— Греция очень приемлема для российских туристов в этом году. Многие отели пошли навстречу. Надо немного уходить от туристических регионов, куда массированно едет турист, — Родос, Крит. Есть очень много красивых мест в Греции, с очень хорошими отелями, которые кардинально дешевле, чем там, куда идет основной туристический поток.
В этом плане мы предлагаем и западную часть Греции, например Янина, где природа не тронута. Мы увеличиваем сегмент на Пелопоннесе, это огромный полуостров, и на севере Греции — Волос, Пилио и так далее.
Добираться можно не только через Афины. Например, можно прилететь на Пелопоннес и оттуда направиться в Западную Грецию. Есть разные программы — две ночи на Пелопоннесе, семь ночей — в западной части Греции.
- Во сколько обходится средний отдых?
— Если брать оптимальный дешевый пакет — примерно 500 евро на человека в неделю с питанием, минимум — завтрак и ужин, а есть и "все включено". Это хорошая гостиница три звезды, нормальный сервис.
У россиян наибольшим спросом пользуется All Inclusive на основных направлениях, Крит, Родос, Халкидики.
К другим направлениям туристы пока только присматриваются. Лучшая реклама это когда люди передают друг другу впечатления.
- Какая сейчас ситуация с посещением Афин?
— К сожалению, за два последних года поток российских туристов в Афины кардинально упал, падение на регион Аттики составило процентов 80. Но мы пытаемся разными программами привлечь, поднять поток туристов на Аттику. Есть интересный тур "Классическая Греция", а на афинском побережье появились отели all inclusive.
А ведь прежде всего именно здесь есть что посмотреть туристам, а потом уже на Крите, на Родосе и так далее.
Самая большая программа это Аттика, отсюда есть 27 полноценных экскурсий — от Афин и до Метеор, Дельфы, Арголида, Олимпия, Мистрас. Отсюда идут очень интересные паломнические туры для российских паломников, например к Ивану Русскому на Эвбее, к Святому Андрею Первозванному в Патрах, храм на Эгине.
- В конце 2014 года были опасения, что начнутся распродажи за долги перед банками многих гостиниц. По разным данным, сейчас более 400 гостиниц выставлены на продажу. Что сейчас с гостиницами?
— Да, уже года два около 400 отелей находятся на грани банкротства. Но банкам не нужны просто здания — что с ними делать? Поэтому они дают им воздух, надеются, что отельеры что-то сделают. Кстати, из-за этого многие отели подешевели. Хотя, безусловно, у некоторых падает и уровень сервиса.
Пока банкам не нужны отели, у них и так уже есть отели, с которыми они не знают, что делать.
У меня были переговоры с одним банком, который выдал отелю кредит в 10 миллионов, отель сейчас закрыт. Так мне предлагали купить этот кредит за пять миллионов. Есть такие предложения у банков. Скидки начинаются от 10% и доходят до 50%. Банку интересно взять деньги, поэтому они и предлагают скидки.
- Были опасения, что Германия, немецкий бизнес скупит отели.
— Пока, к сожалению, он не делает кардинальных шагов. Может быть, все ждут, чтобы Греция завершила жесткие меры и все преобразования, намеченные в меморандумах с кредиторами. Мы ожидали, что будут скупать по дешевым ценам отели и многие стратегические объекты, но пока интереса большого нет.
Глобальный интерес есть к таким стратегическим объектам, как вода и электрификация, к тому, что стабильно дает деньги.
- Из других стран — Иран, Китай, Индия — растет количество туристов?
— Поток из Китая увеличивается с каждым днем все больше. Сейчас мы пытаемся открыть свое представительство в Китае. Компании, которые занимаются Китаем, принимают большие группы каждые два дня в Афинах. Правда, нет прямых рейсов, им приходится летать через Дубай, через Москву.
Из Ирана только начинается. Иран напоминает Советский Союз 1992 года. Там есть и визовая проблема в связи с отношением к Ирану со стороны некоторых держав как к стране-изгою, но сейчас снимаются санкции и будет все развиваться. То же самое было с развалом Союза — сначала очень сложно открывали визы, а потом все пошло. Из Ирана на Афины зимой три рейса, а с февраля добавятся еще два рейса. В марте в Иране отмечают Новый год — навруз, страна две недели отдыхает и многие выезжают за границу. Поток туристов из Ирана составляет 8-10 миллионов человек, львиную долю брали на себя Турцию и Дубай.
В Грецию пока пилотно едут маленькие группы. Но сейчас расширяются консульство и посольство Греции в Тегеране, они увеличивают количество аппаратов для дактилоскопии, усиливают персонал. Например, в 2015 году они открыли четыре тысячи виз на Грецию, в этом году планируют 30 тысяч. Хотя на фоне рынка это небольшой подъем, но это старт. Если серьезно увеличится поток, посольство Греции перейдет в старое здание в Тегеране — его мне показывал посол, это огромное здание, правда нужен ремонт. Но это завтрашний день.
Индия нам интересна пока точечными группами — корпоративные выезды, конференции, свадьбы.
- А ближайшие российские соседи — Украина?
— С Украиной сложный момент в связи с тем, что ситуация в стране плачевная, к сожалению. Но несмотря на это, в Афинах в процентном соотношении было больше украинских туристов этой зимой, чем российских. Такой парадокс.
- Несколько дней назад было совещание в МИДе Греции по поводу виз для россиян. Сейчас проблемы есть какие-нибудь?
— На зимний период нет. Министерства туризма, иностранных дел и консульство нас заверяют, что будет усиливаться консульство. Например, в Москве планируется как минимум еще 40 служащих в консульство. Плюс кардинально увеличат количество аппаратов дактилоскопии. Мы — и отельеры, и туроператоры — просили усилить и дополнительно открыть визовые центры в регионах России, где их нет. Никакой турист не полетит три-четыре тысячи километров в Москву или Петербург, чтобы сдать отпечатки пальцев. Это нереально. Нас заверяют, что сделают все возможное, чтобы можно было открывать нужное количество виз.
Мы планируем все же переориентировать на Грецию тот поток, который шел на Турцию.
- Насколько возможно переманить туриста, ехавшего в Турцию?
— Мы будем делать предложения. Я уверен, что какое-то количество поедет в Грецию. Конечно же, большинство останется и будет дома, какое-то количество, и немалое, поедет в Крым и Сочи, и мы надеемся на часть туристов.
Туристическая Европа — такие страны, как Испания, Италия, Греция, — предполагает, что к ней придет около 1 миллиона российских туристов из тех, которые отдыхали в Турции.
Но здесь может возникнуть другая проблема. Конечно, это не затронет российского туриста. Сейчас Турция предлагает скидки западному рынку, европейскому туристу. И они могут переориентироваться с Греции на Турцию.
Турция уже объявила, что субсидирует каждый рейс на 6,5 тысячи долларов и плюс планирует делать скидки. Сейчас ждем, будет это или нет. Пока западный рынок по Греции массированно продает раннее бронирование, и оно идет от 15 до 30%. Турция пока не интересна тем, кто планировал отдыхать в Греции. Безусловно, есть, и немалый, поток туристов в Турцию из Германии, из других стран Европы.
Что делать сейчас Турции? Им нужно восполнить ту дыру, которая образуется в этом году из-за недостачи четырех миллионов туристов из России. Это немалый поток. Это одна пятая часть всего потока туристов в Турцию.
И наша задача в этом году — увеличить поток туристов из России, конечно же, предоставив ему хороший сервис, дружественную обстановку, а Греция этим располагает. Греки и русские — практически одинаковые люди. Греки и русские пословицы и анекдоты понимают одинаково, и это о многом говорит.
- Есть какие-то опасения у туристического бизнеса, что Европа исключит Грецию из Шенгенской зоны в связи с ситуацией с беженцами?
— На данном этапе нет никаких опасений. Это просто разговоры, ничего не будет. Европа грозит Греции исключением, если она не примет меры, но никто не задается вопросом — какие меры? Доставать автоматы и расстреливать беженцев? Или разворачивать лодки, которые вмещают десять человек, но в них сидят 50, из них десять детей, и выталкивать их обратно в Турцию? Так что нам предлагается — утопить их? Это нереально. Так же, как и слова европейцев, что Грецию исключат.
Грецию уже полгода как предложила Европейскому союзу совместно с греческими пограничниками патрулировать внешние границы ЕС.
- Ситуация на островах с беженцами сильно повлияла на туристический бизнес?
— На таком туристическом острове, как Кос, она погубила бизнес. Там огромное количество беженцев. Хотя на курортах, где находятся отели, нет никого из беженцев, то, что передают международные СМИ, отпугивает туристов.
Я был на Косе, там не очень красивая картина из-за беженцев. Это большая трагедия. Но прежде всего своими правительствами должны быть наказаны те, кто их переправляет сюда. Однако ведется целенаправленная политика, чтобы этого не делалось, чтобы они шли в Европу.