ДЕ-МОЙН (АЙОВА, США), 2 фев — РИА Новости, Алексей Богдановский. Небольшой штат Айова на Среднем Западе США стал в понедельник центром политической жизни страны, определив ранние тенденции президентской гонки у обеих партий США — Демократической и Республиканской. В обеих гонках единого фаворита нет, но определились относительные лидеры и аутсайдеры. У демократов Хиллари Клинтон и Берни Сандерс борются практически наравне, в то время как у республиканцев консерватор Тед Круз и популист Дональд Трамп хотя и заняли первые места на пьедестале, но не ушли далеко от более соответствующего мейнстриму кандидата Марко Рубио. Несмотря на то, что ситуация на первый взгляд кажется хаотичной, первичные выборы расставили некоторые ориентиры на будущее. В этом значение штата, который никогда не был особенно представительным для Америки и не определял в одиночку ход кампании, но во многом задавал ей тон.
Политическая столица на день
Де-Мойн, столица Айовы, — мегаполис по местным меркам, здесь 200 тысяч жителей, а с пригородами — втрое больше. Местные улицы почти всегда пусты — жители передвигаются на машинах, а в случае редкой надобности идти пешком пользуются крытыми переходами между зданиями на уровне второго этажа. Даже в понедельник, когда Де-Мойн стал на день политической столицей США, на улицах в центре не было почти никого, кроме журналистов и участников предвыборных штабов. Однако в семь часов вечера за закрытыми дверями местных школ закипела жизнь: начались собрания партийного актива (кокусы), по итогам которых были названы лидирующие кандидаты в президенты от обеих партий.
Американцам свойственно подтрунивать над местечковым, почти семейным характером таких собраний. На карикатуре издания Politico муж с женой отправляются на такой кокус: муж замешкался, отыскивая ключи от машины, а жена укоряет его, что простынет кастрюля с едой, которую она захватила для участников собрания. Ироническая подпись гласит: "Самая продвинутая из известных человечеству политических систем начинает процесс избрания следующего лидера свободного мира".
Действительно, кое-какое угощение на участках найти можно. В городах, где избирателей много, это обычно печенье или чипсы, но в сельской местности запросто могут принести и кастрюлю с домашней едой.
Партсобрания в действии
Кокусы — необычный вид выборов. Он имеет давнюю традицию в американской истории, хотя иногда и мешает прямому волеизъявлению: избиратели не выбирают кандидатов напрямую, а формируют команды делегатов, которые проголосуют на партийном съезде летом. Республиканцы поступают относительно просто: сначала выступают представители кандидатов, потом все голосуют, и голоса распределяются пропорционально между делегатами. У демократов система сложнее — каждый участок распределяет сразу делегатов, а не голоса. На разных участках разное количество делегатов. Поэтому претендент на пост президента от демократов может выиграть у другого претендента по количеству поданных голосов, но проиграть по делегатам — и наоборот.
У демократов есть еще одно интересное свойство собраний: сторонники разных кандидатов расходятся по разным углам помещения и, перемещаясь между группами, могут таким образом менять свой голос. Кандидат, который набрал менее 15% голосов, снимается с дистанции, а его сторонники могут либо уйти с участка, либо присоединиться к группе другого кандидата. На этом этапе возможен торг между фракциями, интрига и сложные дипломатические маневры. Именно так и получилось почти на всех участках у демократов: группы в поддержку кандидата О'Мэлли были малочисленны и посему оказались распределены между кандидатами Клинтон и Сандерса. О'Мэлли не получил в Айове ни одного делегата и решил вообще выйти из президентской гонки.
Рассуждения на участке
Зарегистрированных избирателей (регистрироваться часто можно прямо на месте) встречают сторонники кандидатов. Агитировать в день выборов на кокусах не только можно, но и нужно. Кандидаты вели кампанию в день выборов и приезжали на участки, чтобы просить голосовать за себя. Кокусы — это собрания, поэтому дискуссия только приветствуется.
В одном из крупных участков возле Капитолия штата Айова яблоку негде было упасть. Республиканцы и демократы спешили регистрироваться до того, как с началом собраний закроются двери участка. Пришли тысячи людей — намного больше, чем ожидалось первоначально.
Джон Каммингс, 79-летний юрист, выглядящий намного моложе своих лет, считает, что Клинтон лучше всего подходит для борьбы за благосостояние американцев. "Она делает дело. И это может быть шоком для кого-то, но пришло время для первого президента-женщины. К тому же она жестче, чем кто бы то ни было из остальных. Думаю, в драке на кулаках она побила бы Дональда Трампа", — говорит Каммингс, который в собрании не участвовал, но следил за порядком в качестве наблюдателя от штаба Клинтон. На вопрос о том, как Клинтон будет вести себя с Россией, Каммингс отвечает, что Россия, по его словам, "большая проблема" и что Клинтон продолжит нынешнюю линию американской администрации. "У нас будут проблемы с Россией… Будут новые санкции против России", — говорит он. В целом Каммингс эту линию поддерживает, но подчеркивает, что любая прямая конфронтация с Москвой недопустима. "Надеюсь, этого не будет", — добавляет он.
"Все дело в том, чтобы остановить Хиллари", — рассказывает избирателям на участке сестра Мартина О'Мэлли Бриджет. "Мой брат всегда ясно говорил, что будет править в соответствии с принципами, а не по опросам", — добавляет она. "Мартин — эффективный бизнес-менеджер, многое из того, что он сделал, можно применить в общенациональном масштабе", — заявляет сестра кандидата. Впрочем, ее призыв не помог — сторонники О'Мэлли оказались немногочисленны и были вынуждены примкнуть к другим группам.
Много молодежи и пожилых людей были за Берни Сандерса. "При всем уважении к Хиллари, у нее слишком много конфликтов интересов", — пояснил РИА Новости пожилой житель Де-Мойна Рон Пакар. Для него самое важное в программе Сандерса — реформа здравоохранения. "Я диабетик с 1956 года. Всю жизнь мне приходилось терпеть проблемы с медицинской страховкой, которые есть и сейчас", — пояснил он. Он также считает, что Сандерс сможет "ясно оценить" перспективы внешней политики. "Она (Клинтон) звала нас в Ирак", — напоминает он.
"Весь мир на вас смотрит"
Демократический кокус привлек особенно много участников. Кое-где заканчивались бланки для регистрации новых избирателей. Одному участку выделили зал на 250 человек, но избиратели заполнили не только зал, но и все проходы и лестницы, даже сцену. Многие приходили голосовать впервые, причем особенно много таких избирателей было у Берни Сандерса — он получил, например, 84% голосов молодежи до 30 лет, согласно опросам при входе на участки.
"Вы теперь участники истории Айовы и США. Весь мир на вас смотрит", — напутствует собравшихся председатель, которого выбрали простым устным одобрением зала. Секретарь собрания вызвался сам — никто возражать не стал. Дискуссии были проведены, как и полагается на собраниях, но они были краткими — программу кандидатов все и так знали, суть выступлений сводилась лишь к поддержанию дискуссионного начала. Обсуждались и посторонние вопросы — например, выступил представитель активистов из Вашингтона, который жаловался, что американская столица до сих пор не имеет своих голосующих депутатов в конгрессе. Заодно по рядам пустили конверт для пожертвований, люди выписывали чеки на разные суммы и передавали конверт дальше по рукам.
После того, как кандидатуру О'Мэлли признали "нежизнеспособной" (поскольку она набрала меньше 15% от кворума) и сняли с дистанции, его сторонники распределились между группами Клинтон и Сандерса.
Наконец, стали голосовать поднятием рук и громко, вслух, считать. В принципе, проголосовать мог и незарегистрированный кандидат, поскольку двери зала закрыты не были из-за обилия прессы, а регистрацию проверяли не очень хорошо. Были в зале и многочисленные наблюдатели, которые не имели права голосовать, но теоретически могли это сделать. Впрочем, не было свидетельств, чтобы кто-то нарушил закон. Один из наблюдателей, фотографировавший процесс с телефона на вытянутой руке, вовремя догадался, что его руку тоже могут посчитать, и опустил ее пониже. Другой избиратель голосовал, подняв обеими руками своего грудного ребенка — так он выражал свою симпатию к Берни Сандерсу.
Голосование на участке закончилось похоже на общую картину по штату: 83 человека были за Клинтон, 84 за Сандерса, шесть делегатов от участка распределились поровну между Клинтон и Сандерсом. При этом сторонники Сандерса кричали от восторга, подпрыгивали и вообще всячески праздновали победу.
"Сегодня такой день, что быть в Де-Мойне — это здорово", — подытожил один из участников.