МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Разговоры о планируемой в феврале встрече мировых нефтедобывающих держав и вероятности совместных действий уже стали позитивным сигналом для рынка. После заявлений министра энергетики РФ Александра Новака о возможном сокращении добычи каждым из мировых нефтяников в объеме до 5% сырьевые котировки устремились резко вверх, прибавив пару долларов.
По состоянию на 18.45 мск стоимость апрельских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent росла на 3,07% — до 34,97 доллара за баррель (в течение дня достигала 36,73 доллара). Цена мартовских фьючерсов на нефть марки WTI повышалась на 2,45% — до 33,09 доллара за баррель (34,81 доллара). При этом на открытии торгов четверга цена WTI стартовала с уровня 32,19 доллара, а Brent — 33,79 доллара за баррель.
О возможности России принять участие в готовящейся в феврале встрече ОПЕК и стран, не входящих в организацию, стало известно в среду после заседания главы ведомства с представителями нефтегазовых компаний.
В четверг Новак подтвердил готовность РФ начать переговоры со своими "нефтяными коллегами" и сообщил, что пока встреча готовится на министерском уровне. По словам главы российского Минэнерго, предметом обсуждения на встрече может стать вопрос сокращения производства нефти каждой из добывающих стран на уровне до 5%, но для этого нужно общее согласие.
"На самом деле это очень все не так прямолинейно считается, очень много вопросов по контролю за сокращением, от какой базы считать и так далее. Поэтому для того, чтобы хотя бы начинать эти вопросы прорабатывать, нужно общее согласие сначала. Поэтому рано об этом говорить", — сказал Новак.
В то же время опрошенные РИА Новости аналитики предупреждают, что возможные договоренности по совместным обязательствам добывающих стран могут нести некоторые риски, в том числе и для России.
"Сомнений в том, что это (совместное сокращение добычи — ред.) достижимо, очень много, потому что те страны, которые будут честно следовать этим обязательствам, могут просто проиграть, потому что менее ответственные государства займут их рыночную нишу. Мы видим, что сейчас для крупных производителей, таких как Саудовская Аравия, Ирак, да и для нас, вопрос сохранения доли на рынке не менее важен, чем вопрос цены. Поэтому сейчас достигнуть договоренности будет сложно, но разговаривать уже надо", — сказал РИА Новости аналитик "Сбербанк КИБ" Валерий Нестеров.
По словам экспертов, в текущей ситуации сам факт переговоров может оказать положительное влияние на стоимость нефти, что было продемонстрировано в четверг. "Пытаться договариваться нужно. Во-первых, уже сами переговоры, сами обращения уже оказывают эффект некоего "душа" для рыночных спекулянтов, которые играют на понижение цены. Понятно, что нефть не должна стоить, сколько сейчас она стоит", — сказал Нестеров.
При этом аналитик Василий Танурков из "Велес Капитала" полагает, что позитивным решением для рынка может стать не сокращение, а простое ограничение роста добычи.
"Я не уверен, что они могут решить снизить добычу, другое дело, что есть определенные предпосылки к тому, чтобы ее по крайней мере ограничить", — сказал эксперт. России, в частности, как полагают аналитики, может не составить особого труда снижение добычи, поскольку по итогам текущего года в стране и так может сократиться добыча нефти.
По словам Тануркова, заявление членов ОПЕК о соблюдении установленных ими ранее квот на добычу на уровне 30 миллионов баррелей в день также способствовало бы росту рынка. "Если объявят квоты, то это будет позитивным решением для рынка и на этом нефть начнет расти, потому что все-таки есть опасения того, что помимо того, что выйдет иранская нефть на рынок, тот же Ирак и та же Саудовская Аравия еще могут нарастить добычу до конца года, и это не позволит рынку сбалансироваться", — отметил Танурков.
В то же время аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук вообще сомневается в возможности каких-либо договоренностей: "Политика стран ОПЕК не в сокращении добычи, они пытаются вытеснить производителей с высокой себестоимостью. Ждать каких-то сокращений не стоит как внутри ОПЕК, так и с другими странами".
Выявить паршивого
Большинство аналитиков также отмечает, что переговоры о возможных совместных действиях будут иметь смысл, если в них будут участвовать все добывающие страны, на чем некоторые представители ОПЕК настаивают уже долгое время. "Во-первых, нужно, чтобы все экспортеры участвовали, не только Россия и ОПЕК, но также и Норвегия, Канада и американские производители. Потому что нужно это бремя снижения добычи поделить на всех, и тогда это будет не слишком обременительно для какой-то одной стороны", — сообщает Нестеров.
В то же время само достижение договоренности может таить в себе множество рисков, в том числе и для России. Прежде всего некоторые эксперты сомневаются в честности всех мировых добытчиков нефти при выполнении своих обязательств.
"Но здесь широкое поле для маневров, в том числе для возможностей для мошенничества среди стран участниц…. Проблемы начинаются с оценки профицита нефти на мировом рынке, как много избыточной нефти на рынке и как много надо сбросить. Кроме того, страны ОПЕК не отличаются дисциплиной", — отмечает Нестеров.
Также успех совместных решений, по мнению Нестерова, могут вновь нивелировать действия американских добытчиков сланцевой нефти, которые в случае возобновления роста цен вновь погонятся за прибылью.
"И что самое интересное, все находятся в зоне неизвестности, не было прецедента, связанного с регулированием производства нефти, когда в значительной степени перепроизводство возникло благодаря новому фактору, каковым является сланцевая нефть. Есть опасения того, что в случае договоренности и отскока нефти, например, до уровня 50 долларов за баррель, производители сланцевой нефти быстро опять нарастят свою добычу, и опять будет перепроизводство, и цены обрушатся", — отметил эксперт.
Кроме того, Нестеров отмечает, что какие-то искусственные действия могут и не понадобиться на фоне естественного снижения мировой добычи после длительного периода низких цен на нефть.
"Потом даже если добыча падает, она ведь может падать не в силу принятия каких-то организационных решений, а в силу экономических условий. Например, в России в случае изменения налогового законодательства, допустим. Она может естественным образом сократиться и из-за долгого периода низких цен, и тогда не нужно предпринимать политических шагов. Политическое регулирование сложное, оно противоречит самой идеи рыночной системы. И действительно правительство не может приказать компаниям снизить капвложения на сколько-то процентов", — заключил Нестеров.