КИЕВ, 25 янв — РИА Новости. Парламент Украины на текущей пленарной неделе планирует утвердить конституционные изменения в части децентрализации, что передаст значительные полномочия в регионы. Однако в администрации президента Петра Порошенко с начала года ищут способ отложить голосование по нескольким причинам.
Во-первых, у парламентской коалиции банально нет необходимых 300 голосов. Во-вторых, положительное голосование за конституционные поправки, которые содержат норму об особом статусе Донбасса, приведет не только к окончательному развалу коалиции, но и к новому витку политического кризиса.
Власти Украины считают, что, несмотря на давление Запада, не стоит спешить с окончательным принятием конституционных изменений до тех пор, пока не будет достигнуто устойчивое перемирие в Донбассе. Киев также настаивает на восстановлении контроля на российско-украинской границе и прогрессе в решении гуманитарных пунктов минских договоренностей.
Рада в конце августа 2015 года одобрила в первом чтении президентский проект изменений по децентрализации. По процедуре изменения в Основной закон принимаются парламентом в два этапа: в первом чтении 226 голосами, во втором — на следующей парламентской сессии конституционным большинством в 300 голосов.
Предварительное одобрение документа проходило при заблокированной трибуне парламента и завершилось силовым столкновением митингующих у стен Рады с правоохранителями. В результате массовых беспорядков пострадали более 150 человек, четыре бойца Нацгвардии погибли.
Голосование раскололо правящую коалицию и стало причиной выхода Радикальной партии Олега Ляшко из парламентского большинства. Несмотря на убеждения властей, что документ не предусматривает особого статуса для Донбасса и не увеличивает полномочия президента, фракции Радикальной партии, "Самопомощи" и "Батькивщины" отказались поддержать документ.
По мнению депутатов этих политических сил, конституционные изменения несут угрозу территориальной целостности Украины и не приведут к мирному урегулированию конфликта в Донбассе.
Согласно минским договоренностям, изменения в Основной закон в части децентрализации с учетом интересов Донбасса должны были быть приняты до конца 2015 года. Ранее спикер Рады заявлял, что парламент должен в целом принять изменения в Конституцию в течение текущей сессии Рады, которая завершит свою работу 2 февраля. То есть фактически у депутатов осталась последняя неделя для голосования.
Вопрос о необходимости принятия конституционных изменений актуализировался в начале года после визита в Киев постоянного члена Совета безопасности РФ Бориса Грызлова, назначенного представителем России в трехсторонней контактной группе. По информации ряда депутатов пропрезидентской фракции, Порошенко и Грызлов в ходе личной встречи обсуждали необходимость финального голосования по данному документу. Москва неоднократно заявляла, что изменения в Конституцию Украины в части децентрализации должны быть согласованы с Донбассом, без этого невозможно будет в полной мере реализовывать другой пакет Минских соглашений.
Беспрецедентное давление с целью принятия изменений в Основной закон на украинское руководство также оказывают западные партнеры Киева. Порядок выполнения минских договоренностей стал предметом шестичасовой встречи помощницы госсекретаря США Виктории Нуланд и советника президента РФ Владислава Суркова. Кроме того, на минувшей неделе Украину посетили спецпосланники Франции и Германии, которые напомнили Киеву о необходимости выполнения его части обязательств.
Украинские эксперты считают, что принятие изменений в Конституцию является единственным "козырем" Киева в переговорах с Россией и "использовать его сейчас без встречных шагов со стороны РФ глупо".
Неслучайными в этой связи выглядят последние заявления Киева о том, что без прекращения огня в Донбассе нельзя говорить о выборах и изменениях Конституции.
"Без соблюдения "режима тишины", без полноценного отвода тяжелых вооружений и подтверждения этого отвода СММ ОБСЕ, без возобновления нашего контроля над украинско-российской границей невозможно говорить ни о выборах, ни об изменениях в Конституции Украины, не говоря уже о решении гуманитарных, экономических проблем и вопросов разминирования", — заявил представитель Киева в контактной группе Леонид Кучма.
Позже эту мысль РИА Новости озвучил президент Украины Петр Порошенко. По его словам, продвижения в реализации минских договоренностей нет и ситуация не позволяет перейти к политическому этапу урегулирования.
Между тем в Раде просто не могут собрать необходимые 300 голосов. Главный камень преткновения — положение об особом статусе Донбасса, который отказываются поддержать даже депутаты пропрезидентской партии.
"Я не верю, что найдется 300 голосов, поскольку парламент изобилует наличием радикалов, которые паразитируют на войне в Донбассе, и категорически не будут голосовать, если им не прикажут их спонсоры. Но если этот документ не будет проголосован — это первый серьезный звонок к роспуску этого парламента", — сказал РИА Новости депутат от партии "Оппозиционный блок" Евгений Мураев.
В пропрезидентской партии также не могут сказать наверняка, найдутся ли в зале необходимые 300 голосов за данный документ.
"Конкретных данных о наличии необходимых 300 голосов нет ни у кого. В этом плане мысли депутатов не являются единогласными, идет много дискуссий, и есть много депутатов, которые на сегодняшний день не определились. Я бы дал большие шансы на то, что 300 голосов в конечном результате будут, но большие шансы — это не означает, что они уже есть", — считает член фракции "Блок Петра Порошенко" Виталий Курило.
Команда Порошенко могла бы заручиться поддержкой фракции "Оппозиционный блок" и так называемых независимых депутатов, чтобы провести необходимое решение, однако совместное голосование с оппозицией может нести некоторые риски. В частности, две фракции коалиции — "Батькивщина" и "Самопомощь" — таким образом могут получить давно желанный предлог для выхода из коалиции, а это означает роспуск парламента и досрочные выборы.
"Если будут приняты изменения в Конституцию, мы считаем, что это — государственный переворот. Мы проснемся в другой стране", — сказал источник в руководстве "Самопомощи" изданию "Левый берег". Он также добавил, что это станет основанием для выхода партии из большинства.
В ходе политических консультаций некоторые депутаты предлагали изъять норму о статусе Донбасса из проекта изменений, чтобы как можно быстрее запустить процесс децентрализации, однако это предложение не нашло поддержки в Раде.
"Если мы хотим, чтобы децентрализация произошла, нам нужно разделять эти вопросы. То есть отдельно выделять вопросы Луганской и Донецкой областей и отдельно вопрос децентрализации, но это означает, что по процедуре мы должны все начать сначала и опять направить эти два законопроекта по отдельности на экспертизу в Конституционный суд", — пояснил РИА Новости депутат из фракции "Народный фронт" Леонид Емец.
Понимая безысходность ситуации, у Порошенко начали думать, как "решить вопрос Конституции" с минимальными репутационными издержками.
На минувшей неделе группа украинских депутатов обратилась в Конституционный суд с просьбой официально разъяснить положение Основного закона о сроках принятия изменений в Конституцию. В частности, парламентарии попросили разъяснить, означает ли фраза "на следующей очередной сессии Рады" непосредственно следующую по номеру сессию Рады, или имеется в виду любая последующая сессия.
Если суд примет решение о том, что в Конституции речь идет о любой последующей сессии, то Рада получит юридические основания отложить рассмотрение конституционных изменений по децентрализации на неопределенный срок.
Эксперты считают такой маневр сознательным затягиванием процесса, что позволит Киеву выиграть дополнительное время для дипломатических маневров. Кроме того, подобный ход будет положительно воспринят провластным электоратом и западными партнерами, которые неоднократно призывали к единству власти и коалиции.
Уполномоченный украинского президента по мирному урегулированию ситуации в Донбассе Ирина Геращенко заявила, что Порошенко поддерживает инициативу депутатов, попросивших суд разъяснить норму Основного закона.
"Это обращение соответствует логике минского процесса. Безопасность, гуманитарные аспекты, политический блок — это и есть логика. С точки зрения национальных интересов Украины для восстановления территориальной целостности крайне важно выполнить все пункты Минских соглашений, но в четкой последовательности", — написала Геращенко в своем Facebook.
По ее словам, "второе чтение конституционных изменений может происходить исключительно на фоне очевидного и решающего прогресса в осуществлении безопасности и гуманитарных пунктов минских договоренностей".
На фоне торгов вокруг вопроса по децентрализации группа депутатов зарегистрировала в Раде проект закона, которым предлагается утвердить процедуру принятия новой Конституции Украины на референдуме.