Рейтинг@Mail.ru
Это точно 2016-й? Почему посетители вынесли двери на выставку Серова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Это точно 2016-й? Почему посетители вынесли двери на выставку Серова

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкОчередь на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве
Очередь на выставку Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве
Читать ria.ru в
Дзен
Выломанные двери и огромные очереди на морозе. Это о последних днях работы выставки Валентина Серова в филиале Третьяковской галереи. Анна Кочарова размышляет о причинах небывалого ажиотажа вокруг экспозиции, которая закрывается в эти выходные.

Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"

Три этажа и 250 произведений, работы из 25 российских музеев, а также 4 зарубежных музеев и частных коллекций. В том, что открывшаяся в филиале Третьяковки на Крымском валу 7 октября 2015 года выставка к 150-летию со дня рождения художника Валентина Серова будет огромной, тщательно проработанной и интересной, сомневаться не приходилось.

Но то, что экспозиция вызовет такой ажиотаж, вряд ли можно было предвидеть. Самое последнее и невероятное — новость о том, что желающие попасть на выставку по электронным билетам, купленным заранее, устроили потасовку и выломали дверь. Казалось бы, сообщение совсем не из музейной жизни.

Центр притяжения

Публика, неизменно посещающая музеи и не пропускающая больших событий, потихоньку пошла на Серова еще осенью. Несмотря на несколько месяцев работы и "четверги допоздна", когда музей открыт до 9 вечера, число желающих не уменьшалось. Новогодние праздники и весь январь ознаменовались колоссальными очередями: сначала через парк Музеон на вход, потом в гардероб, а дальше — к каждой картине.

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкОчередь на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"
Очередь на выставку Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

К моменту окончания новогодних праздников общее число посетителей перевалило за 370 тысяч человек. В январе, кстати, на выставке побывал и внук художника Григорий Серов, прилетел из Ливана, где родился и живет по сей день. На днях выяснилось, что и с купленными через интернет электронными билетами приходится стоять — еще одну очередь. После инцидента с дверью электронная продажа билетов была приостановлена.

За последние годы здание филиала Галереи на Крымском валу стало постоянной площадкой для таких больших моновыставок. В 2010 году с успехом прошла выставка Исаака Левитана. Тогда администрация музея также была приятно удивлена огромным интересом к экспозиции — ее посмотрели 300 тысяч человек. Потом были Николай Ге, Константин Коровин, Наталья Гончарова и Вера Мухина, Александр Головин.

Руководству Третьяковки удалось сделать из огромного и неуютного помещения на Крымском валу центр притяжения. И это несмотря на то, что предшественница нынешнего директора Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфиры Трегуловой — Ирина Лебедева мечтала избавиться от этого здания, настаивая на строительстве отдельного филиала. Теперь можно точно сказать, что сюда привлекают публику именно выставки, а не музейное кафе и магазин, которые с трудом "вписали" в несуразный и вечно холодный зимой холл.

Ожившие картины

Я помню огромные очереди на Крымском валу, когда "хвосты" стояли на улице, а мимо картин можно было двигаться только в общем потоке. Но это было давно — во второй половине 1980-х годов, когда люди открывали для себя в полной мере творчество Аристарха Лентулова, Павла Филонова, Зинаиды Серебряковой. В годы больших открытий публике впервые показывали живопись этих художников. Тогда очереди и ажиотаж объяснялись просто.

Сегодня очереди на Серова могут вызвать недоумение: ведь его картины находятся в постоянных экспозициях Третьяковки и Русского музея, значительную часть работ нынешней выставки можно увидеть в экспозиции ГТГ. Почему же тогда такой небывалый ажиотаж?

© РИА Новости / Евгения Новоженина | Перейти в медиабанкПосетитель у картины "Портрет Княгини З.Н.Юсуповой, 1900-1902" на открытии выставки "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"
Посетитель у картины Портрет Княгини З.Н.Юсуповой, 1900-1902 на открытии выставки Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

Наверное, потому, что публика по-прежнему хочет знать. Ведь такая выставка — это результат огромной исследовательской работы, она представляет не просто картины, а эпоху — рассказ о каждом герое портрета, людях и лицах времени. Возможно, дело и в том, что зрители устали от современного концептуального искусства, которое, да, должно присутствовать в нашей жизни, но не должно вытеснять все остальное. Маятник качнулся в другую сторону — и классические полотна вновь привлекают внимание.

Ажиотаж, возможно, объясняется и тем, что знакомая по репродукциям в учебниках литературы "Девочка с персиками" вдруг заговорила. Пожалуй, впервые Третьяковская галерея провела замечательную, если так можно сказать, теплую и гостеприимную пиар-кампанию в соцсетях. За месяц до открытия выставки все уже активно обсуждали официальный видеотизер выставки, на котором ожившая героиня известного портрета Серова рассказывает историю создания этой работы. Ролик набрал, кстати, 190 тысяч просмотров.

Говорить на одном языке

Третьяковская галерея, как мне кажется, многие годы оставалась музеем, что называется, на дистанции. Здесь не было никогда такого известного и демократичного детского лектория, как в ГМИИ им.Пушкина, когда школьники, сидя на полу в залах, могут рисовать, обсуждать и размышлять. Годы ремонта основного здания обернулись целым поколением зрителей, которые попали в Третьяковку, уже будучи взрослыми. По личному опыту могу сказать: Пушкинский был для меня всегда "домом", куда можно было прийти в любимый зал, а Третьяковка — музеем, с его тишиной и строгими смотрительницами.

Не прибавили популярности администрации музея и неприятные инциденты. До сих пор у многих на слуху скандал, когда рядового школьного учителя выдворили из музея — он привел учеников на основную экспозицию в Лаврушинский и сам проводил экскурсию. Администрация тогда сослалась на то, что, не будучи официально экскурсоводом, он не имел права рассказывать.

Новый директор ГТГ — Зельфира Трегулова — возглавила музей почти год назад и уже смогла, судя по всему, сократить существовавшую дистанцию между музеем и зрителем. Говорят, что на днях на своей страничке в "Фейсбуке" она лично извинялась перед посетителями выставки Серова за то, что им приходится мерзнуть на улице в длинной очереди.

© РИА Новости / Евгения Новоженина | Перейти в медиабанкДиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова у картины "Портрет В.О.Гиршмана" на открытии выставки "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"
Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова у картины Портрет В.О.Гиршмана на открытии выставки Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

А что касается сломанных дверей, то этот курьез, скорее, радует. Я и сама когда-то с однокурсниками взломала одну дверь в Московской консерватории — очень хотелось попасть на замечательный концерт, билетов не было, по студенческим не пускали. Дверь мы сломали, на концерт прошли. И, кажется, от этого приключения удовольствие и восторг были еще больше.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала