МОСКВА, 21 янв – РИА Новости. Лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ("Единая Россия") и первый замруководителя фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов заняли лидирующие позиции в "Рейтинге законотворцев" по итогам второго полугодия 2015 года.
Исследование провели фонд Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) и Центр содействия законотворчеству.
"Тройку лидеров общего "Рейтинга законотворцев" по итогам предпоследней сессии Госдумы нынешнего созыва составили лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров ("Единая Россия") и первый замруководителя фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов", — сообщают авторы исследования.
Четвертая позиция – у руководителя фракции "Единая Россия" Владимира Васильева, пятая – у главы конституционного комитета Владимира Плигина.
Прошлый рейтинг возглавлял единоросс Макаров, второе и третье места занимали экс-глава комитета по охране здоровья, а теперь сенатор Сергей Калашников (ЛДПР) и глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников ("Единая Россия").
В новом рейтинге в первую десятку вошли семь депутатов-единороссов и три члена СР. Всего в топ-50 рейтинга 26 депутатов от "Единой России" и 24 депутата из оппозиционных фракций.
Тенденции осенней сессии
Первые четыре места по активности заняли депутаты "Справедливой России" — Сергей Миронов и Олег Нилов, который удерживают свои позиции вторую сессию подряд, Михаил Емельянов и Александр Агеев. На пятом месте по активности – коммунист Валерий Рашкин.
В то же время, "Единая Россия" отметилась наиболее активной и продуктивной работой в комитетах Госдумы с законопроектами второго чтения. Тройку лидеров при работе над законами из "бюджетного пакета" составили единороссы — глава комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, глава бюджетного комитета Макаров и первый зампред комитета по труду Михаил Тарасенко.
По качеству комитетской работы с остальными законами сессии, вне рамок "бюджетного пакета", лучшими оказались тоже представители "Единой России" — Плигин, Макаров и глава комитета по финрынку Николай Гончар.
У оппозиции наиболее результативной работой в комитетах отметились: в КПРФ – Сергей Гаврилов и Борис Кашин (вне рамок "бюджетного пакета"), Вера Ганзя, Николай Харитонов и Олег Смолин (по "бюджетному пакету"); в "Справедливой России" — Анатолий Аксаков и Александр Четвериков; в ЛДПР – Ярослав Нилов.
Расширилось представительство в рейтинге депутатов от ОНФ, которые каждую сессию инициируют несколько социально значимых законов и добиваются их принятия. Регулярно входит в топ-50 глава проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов. По итогам осени в рейтинге также находятся члены центральных руководящих органов ОНФ Михаил Моисеев, Татьяна Алексеева и Анатолий Карпов, сопредседатель одного из региональных штабов ОНФ Андрей Красов.
Топ-10 значимых законопроектов
ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству проанализировали 514 депутатских законопроектов.
Из них наиболее социально результативным стал консенсусный законопроект о введении льгот по взносам на капремонт жилья, изначально предложенный "Справедливой Россией" и затем доработанный с участием "Единой России".
Следующие позиции занимают законопроекты, расширяющие систему социальных гарантий и льгот для отдельных категорий граждан. Речь идет о создании "доступной среды" при строительстве и капремонте зданий; о бесплатном проезде кадетов и курсантов военных училищ к месту отпуска; о распространении статуса ветерана боевых действий на военнослужащих, задействованных во время конфликта в Таджикистане. Три из них были разработаны "Единой Россией", один — "Справедливой Россией".
В топ-10 также вошли законопроекты "Единой России" о лишении мандатов депутатов всех уровней за неподачу декларации о доходах, об увеличении в четыре раза стандартного налогового вычета для родителей детей-инвалидов, а также — о продлении на 2016 год действия антикризисных норм в сфере госзакупок для сдерживания цен при закупках жизненно важных лекарств.
Девятую строчку занимает межфракционный законопроект по развитию института торгово-промышленных палат в РФ, десятую – также межфракционный законопроект, упрощающий получение разрешения на временное проживание в России для граждан Белоруссии.
Антикризисная тематика
В законотворческой работе депутатов продолжила набирать силу антикризисная социальная составляющая, которая станет главной для партий на выборах, отмечают эксперты.
На первый план по числу новых инициатив вышла проблематика ЖКХ и капремонта, прежде всего, усилиями "Справедливой России". Выросла активность депутатов в вопросах поддержки бизнеса и антикризисных экономических мер. Почти втрое чаще теперь депутаты вносят инициативы по агропромышленному комплексу и продовольственной сфере.
Набирали популярность предложения по поддержке автомобилистов и "дальнобойщиков". Остаются в числе депутатских приоритетов вопросы соцподдержки и социальной справедливости, защиты финансовых и потребительских прав граждан.
В то же время авторы исследования отмечают, что общественно-политические темы больше не находятся в приоритетах у депутатов. Высокой популярностью пользуются лишь вопросы изменения законодательства о выборах и статусе выборных лиц, а также проблематика развития судебной системы и защиты прав подследственных и обвиняемых.
Качество работы
Эксперты отмечают, что в осеннюю сессию 2015 года значительно ухудшилось качество проработки депутатских законопроектов.
Около 19% инициатив, внесенных депутатами, были отозваны или возвращены авторам из-за несоблюдения требований регламента и Конституции РФ. То есть депутаты часто вносят социальные законопроекты, требующие дополнительных расходов бюджета, без заключения правительства РФ.
Самая высокая доля непроработанных инициатив – у Алексея Диденко (ЛДПР), группы коммунистов во главе с Валерием Рашкиным (КПРФ) и Олега Нилова ("Справедливая Россия").
При этом из-за снижения качества проработки и роста числа финансово не обеспеченных инициатив со стороны депутатов сократилась доля депутатских законопроектов, принятых хотя бы в первом чтении.