ТОКИО, 20 янв — РИА Новости, Ксения Нака. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), инициатором и главным инвестором которого выступил Китай, не нужно рассматривать как международный институт, несмотря на то, что в нем участвуют более 50 стран; это китайский банк, который призван осуществлять идею по созданию общемирового экономического и морского поясов Шелкового пути под эгидой Китая, заявил РИА Новости глава НИИ мирной дипломатии Ёсики Минэ — высокопоставленный дипломат в отставке, чье экспертное мнение по этому вопросу запрашивали в прошлом году парламент и правительство Японии.
"Главная цель – создание нового Шелкового пути на суше и на море, который объединит цепочку стран по всему миру под общим влиянием Китая. Это идея "одного пояса и одного пути". Через создание инфраструктуры Китай хочет добиться единства этих стран под своим влиянием. Это похоже на паназиатский проект милитаристской Японии — "Великую восточноазиатскую сферу взаимного процветания" или на мир времен Римской империи", — считает Минэ.
В такого рода образованиях всегда есть центр, всё крутится вокруг него. Этот центр будет в Китае, считает эксперт. И для осуществления "необходим банк – АБИИ, который станет двигателем этого процесса".
"Между созданием АБИИ и идеей "одного пояса и одного пути" очень тесная связь. АБИИ – средство для осуществления этой цели", — сказал эксперт.
Свою мысль он проиллюстрировал несколькими примерами: в Мьянме Китай арендует порт для создания базы для своих кораблей, на Шри-Ланке создает аэропорт и порт, то же происходит в Пакистане и Джибути, одно время велись переговоры об использовании греческих портов. Таким образом, создаются опорные точки на море, которые свяжет единый путь.
"Это важнейшая инфраструктура. На суше Китай хочет выйти через Среднюю Азию в Европу. Для того чтобы проложить этот путь, нужно обеспечить развитие регионов, лежащих вокруг этого пути. Сейчас Китай налаживает связи на Ближнем Востоке, чтобы выдвинуться туда. Поэтому сейчас ведет переговоры с Саудовской Аравией и Ираном", — подчеркнул дипломат.
Он считает, что эта цель будет диктовать и инвестиционные проекты АБИИ.
Китайский банк
"АБИИ, в котором фактически право "вето" есть только у Китая с его 26% капитала, не может считаться в полном смысле международным институтом. Правильнее воспринимать АБИИ как китайский банк с определенным международным участием", — подчеркнул дипломат.
Он считает, что единственной причиной участия в нем европейских стран стала острая потребность в "новом толчке, новой экономической силе, двигателе и локомотиве, который мог бы потянуть экономику Европы".
АБИИ или банк БРИКС?
В этом отношении банк БРИКС представляет собой международную организацию, объединяющую пять стран на равных условиях. И если идея создания "карманного" АБИИ выросла из недовольства Китая условиями и политикой Всемирного банка и Азиатского банка развития, то он недоволен и банком БРИКС.
"Потому что в нем участвуют пять стран на равных для всех условиях. Каждая страна финансирует 50 миллиардов долларов. Китай не устраивает это равенство. Он хотел увеличить свою долю финансирования. Но это не получилось, остальные страны, особенно Индия, выступили против. В банке БРИКС соблюдается принцип равенства участников, и когда Китай понял это, он переключился на АБИИ и охладел к идее банка БРИКС", — сказал эксперт.
Банк БРИКС застрахован от рисков АБИИ. В нем участвуют пять стран, и если одна из них будет испытывать экономические трудности, на банке в целом это не отразится. В то же время эксперт убежден, что банку БРИКС необходимо расширять количество участников для того, чтобы приобрети больший авторитет и влияние в мире.