28 февраля в "Долби Театре" в Лос-Анджелесе определятся имена обладателей 88-й премии "Оскар". Среди номинантов в этом году есть и один россиянин. В категории "Лучший анимационный короткометражный фильм" представлена работа художника из Санкт-Петербурга Константина Бронзита "Мы не можем жить без космоса".
Небронзовый Бронзит
Выпускник Ленинградского художественно-промышленного училища имени Мухиной и Высших режиссёрских курсов при ВГИКе, Константин Бронзит — один из самых известных и опытных художников-аниматоров новой волны, пришедших в профессию в 90-е. За его плечами — работа на московской студии "Пилот" Александра Татарского, во Франции, на анимационной студии Folimage, и на петербургской "Мельнице", родине "Трёх богатырей". Его работы участвовали во всех престижных международных фестивалях анимации, и почти всегда возвращались в Россию с наградами.
Константин Бронзит начинал как художник-карикатурист. Точность, краткость, выразительность, чёткий ритм и динамичность историй, как он сам считает, появились в его работах именно из увлечения карикатурой.
Аниматора без чувства юмора, наверное, вообще не существует — но и здесь работы Бронзита стоят особняком: "На краю Земли", "Правдивая история о трёх поросятах", "Божество". Его фильмы можно пересматривать снова и снова — и каждый раз вы будете смеяться, как в первый раз.
Сценарии Бронзита гениальны. Неважно, длится мультфильм минуту или восемьдесят — события в нем развиваются всегда быстро и неожиданно, предугадать, что произойдет на экране в следующую секунду, невозможно в принципе.
Бронзит всегда пробует что-то новое, осваивая незнакомые ему форматы. У него одинаково успешно получаются авторские и коммерческие фильмы, короткий и полный метр. И нельзя четко сказать, кому эти мультфильмы адресованы больше — детям или взрослым.
Пять главных работ Бронзита
Константин Бронзит вошел в жизнь милионов российских телезрителей в конце 90-х с заставками только что появившегося телеканала MTV. Можно сказать, что он сразу попал в хорошую компанию — художественное оформление MTV всегда доверяли лучшим аниматорам эпохи: для американского канала в конце 80-х, например, трудился Билл Плимтон.
В 1998 году во Франции в период работы на студии Folimage Константин Бронзит нарисовал "На краю Земли" — уморительную зарисовку одного дня из жизни затерянного в горах пограничного пункта. Мультфильм был номинирован на самую престижную французскую кинопремию "Сезар".
Первая полнометражная работа Константина Бронзита "Алеша Попович и Тугарин Змей" в 2004 году заложила основу богатырской серии петербургской студии "Мельница" Сергея Сельянова и Александра Боярского — самой продолжительной и самой коммерчески успешной российской франшизы нашего времени.
Многие критики до сих пор убеждены, что именно первый фильм является в ней лучшим. Сам Бронзит также подарил свой голос одному из главных героев — Тугарину.
Сегодня художник продолжает трудиться на "Мельнице" в качестве режиссера, сценариста и художественного руководителя проектов, параллельно озвучивая персонажей мультфильмов про богатырей, Ивана Царевича и Лунтика. Номинированный на "Оскар" мультфильм "Мы не можем жить без космоса" также создан на "Мельнице".
Параллельно с работой над "Алешей Поповичем" Бронзит снял экранизацию русской сказки "Кот и Лиса" для уникального российского мультсериала "Гора самоцветов", представляющего фольклор народов России. С его производителем — московской студией "Пилот" — Константина Бронзита связывают годы плодотворного сотрудничества. Её основатель и руководитель Александр Татарский называл Константина любимым учеником.
Однажды Бронзит уже номинировался на "Оскар": в 2009 году в шорт-лист премии вошла "Уборная история — Любовная история". Эта юмористическая короткометражка о любви, которая разворачивается в общественном туалете, была снята также на студии "Мельница". Фильм был отмечен призами фестивалей в Москве и Сан-Паулу, однако в той оскаровской гонке приз достался мультфильму из Японии.