Иран поддерживает идею отмены виз для российских туристов и не исключает такого шага в одностороннем порядке. В случае взаимного шага с российской стороны все вопросы можно будет решить за неделю, считает заместитель руководителя Организации культурного наследия, народных промыслов и туризма Ирана Муртаза Рахмани Мовахед. В интервью специальному корреспонденту РИА Новости Полине Чернице он рассказал том, что после отмены международных санкций Иран ожидает стремительное увеличение турпотока, тем более что международные онлайн-сервисы смогут заработать в стране уже с 2017 года.
— Посол Ирана в РФ Мехди Санаи ранее заявил, что Иран может пойти на одностороннюю отмену виз для российских туристов и предложил рассмотреть эту идею в МИДе и министерстве, которое вы представляете. Поддержит ли ваше ведомство это предложение?
— Мы уверены в том, что если хотим развивать свой туризм, то обязаны облегчить процесс получения визы. Два шага на этом пути мы уже сделали. Во-первых, увеличили срок действия визы, которую турист получает в аэропорту, с 15 до 30 дней. И второй шаг — мы уже в процессе разработки электронной визы, возможно, это случится уже через год. И мы готовы, как и заявляли уже ранее, что если российское правительство согласно на взаимный шаг, то мы можем отменить въездные визы для российских туристов.
На встрече с главой Ростуризма (Олегом Сафоновым) мы договорились, что Иран и Россия должны добиться больших преференций именно по выдаче туристических виз и облегчить условия для российских и иранских туристов.
— Но господин посол сказал, что Иран может и в одностороннем порядке пойти на этот шаг, вы поддержите его?
— Конечно, мы (Организация культурного наследия, народных промыслов и туризма Ирана — ред.) тоже поддерживаем эту идею, и мы тоже будем стараться достичь этой цели.
— А в какой срок это технически можно сделать, если решение будет принято?
— Я не могу прогнозировать точно какие-то сроки, это не моя компетенция, и я не могу судить, насколько уже продвинулся процесс. Мы сейчас следим за тем, как реализуется первый шаг: предоставление особых возможностей для групп туристов, чтобы они вне существующих рамок получали туристические визы.
— Но это может занять год или больше года?
— Если будет приказ, мы можем хоть завтра это сделать. А если Россия согласится и на взаимный шаг, то, я думаю, за неделю можно все устроить.
— Если говорить о европейских туристах, будут какие-то подвижки для облегчения визового режима для них, например, после снятия санкций ЕС с Ирана?
— Туристы из Европы и сейчас к нам приезжают. Но мы считаем, что этого недостаточно. В 2014 году, в разгар действия санкций Иран посетило 5 миллионов туристов из Европы. В 2015 году их число увеличилось на 8%. Но и этот показатель нужно улучшать.
— Насколько он может быть улучшен и каков ваш прогноз по увеличению туристического потока в Иран после отмены санкций?
— В отношении Ирана продолжают действовать санкции, но даже сейчас мы прогнозируем, что на весну 2016 года показатель увеличится по сравнению с 2015 годом.
Мы стараемся увеличить потенциал въездного туризма, и у нас есть еще одна задача: увеличить число городов для посещения иностранными туристами, диверсифицировать потоки. Ведь у нас прекрасная природа, прекрасные города. Но многие едут в Иран и хотят посетить только Исфахан, хотя у нас есть и другие города. И мы планируем, что к 2020 году достигнем цифры в 20 миллионов туристов — я говорю обо всех туристах, не только европейских.
— Это касается и американцев?
— Да, здесь разницы нет.
— Сейчас в Иране действуют ограничения по онлайн-бронированию гостиниц и авиабилетов, намерены ли вы развивать эти сервисы после отмены международных санкций?
— На данный момент из-за банковских санкций у нас не действуют подобные международные сервисы. Но после того как они будут полностью сняты, мы обязательно решим этот вопрос. Лично я считаю, что с 2017 года у нас будет абсолютно нормальная ситуация для работы этих сервисов. Внутри страны у нас все готово. Более того, внутри Ирана такие сервисы уже действуют. Просто нужно подключить — соединить эти две системы.