МОСКВА, 13 янв — РИА Новости. Членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо уделять больше внимания наднациональным интересам и строже соблюдать положения договора о ЕАЭС для углубления интеграции в рамках него, считают российские, казахстанские и армянские эксперты.
ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года на основе норм и принципов ВТО.
По мнению экспертов, первоочередными задачами стран ЕАЭС должны стать, в частности, координация денежной и валютной политик, а также увеличение объемов внутренней торговли.
Национальные интересы
Одной из основных проблем развития ЕАЭС на текущем этапе является поиск баланса интересов самого Союза и входящих в него государств, считает заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН Елена Кузьмина.
Ее поддержал руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев. "Конечно, должна быть воля – прежде всего, руководителей государств – для решения не только своих национальных интересов, но и интересов всего Союза… Если есть желание решать эти проблемы – значит, они будут решены. А если не будет желания – то, извините, тогда получится пшик", — сказал он.
Особую важность в этом контексте, по мнению Гусева, приобретает создание наднациональных органов ЕАЭС. "Мы сейчас подошли к очень серьезной проблеме создания наднациональных органов ЕАЭС. Я напомню, что евразийская экономическая комиссия будет базироваться в Москве, Центр финансового регулирования будет находиться в Алматы, а Евразийский суд – в Минске", — отметил он.
Слабая дисциплина
Еще одной серьезной угрозой для союза, как считает заведующий кафедрой математического моделирования в экономике Государственного экономического университета Армении Ашот Тавадян, является "слабая дисциплина выполнения" союзного договора. В частности, это касается пунктов о денежной и валютной политике, а также инфляции, утверждает эксперт.
По словам эксперта, договор об ЕАЭС указывает, что страны-члены Союза "не просто должны, а обязаны" согласовывать друг с другом свою валютную и кредитную политику. "Невыполнение ключевых пунктов данного договора осложняет нам всю жизнь", — подчеркнул он.
"Ключевые экономические показатели определены — это статья 63. И что тут получается? Там имеется пункт об инфляции, что инфляция в странах ЕАЭС не должна превышать пять процентных пунктов. В Армении в этом году будет инфляция 3%. В России – 13%. В Казахстане – примерно такая же величина. В Белоруссии – чуть больше. То есть этот пункт не будет выполняться? Это серьезный вызов, если пункт договора не выполняется. Наши центральные банки это должны решать", — объяснил Тавадян.
То же касается и валютной политики, считает армянский эксперт. "Статья 64 так и называется – "Цели и принципы валютной политики". Один из основных пунктов касается того, что взаиморасчеты должны в национальной валюте производиться. И этот вопрос был поставлен правительством (Армении — ред.), что хотя бы по стратегическим ресурсам расчеты должны проводиться в национальных валютах. Если это не делается, то центральные банки не имеют стимула в этом направлении работать", — сказал он.
С ним согласились и российские эксперты. "Вопрос о том, как дальше действовать и на каких условиях должна идти торговля в национальных валютах, — это, конечно, очень серьезный вопрос, и эти правила должны быть прописаны, с моей точки зрения, достаточно быстро, поскольку необходимо движения дальше", — считает Кузьмина.
"Нам необходимо для того, чтобы минимизировать риски экономические, переходить во взаиморасчетах на внутренние валюты. Во всяком случае, это в какой-то степени ограничит те риски и угрозы, которые существуют в рамках других мировых валют – доллара, евро, в меньшей степени, может быть, юаня", — отметил Гусев.
Взаимная торговля
Чтобы решить проблему единой валютной политики ЕАЭС, членам союза необходимо сначала нарастить объем внутренней торговли, полагает заместитель директора Института общественной политики казахстанской партии "Нур Отан" Владимир Тельнов.
Его поддержала и Кузьмина. "Для того, чтобы союз был устойчивым с точки зрения торговли и плодотворной экономики, должно быть не меньше 25% торговли. У нас действительно порядка 12% взаимная торговля", — отметила она.
Однако, по словам Кузьминой, чтобы расширять торговлю внутри ЕАЭС, необходимы товары, тогда как уровень промышленного производства стан ЕАЭС не может обеспечить их необходимого количества. "Чтобы расширять эту торговлю, необходимы товары. Опять-таки все упирается в промышленное производство, создание новых товаров. Только при этом условии будет увеличиваться взаимная торговля внутри ЕАЭС, и это очень хорошо понимают все страны, которые подписали этот договор", — уверена она.
Как отметила Кузьмина, модернизация промышленности и уход от ресурсных моделей экономики изначально являлась одной из главных задач ЕАЭС, однако по результатам 11 месяцев 2015 года "три страны-основательницы (РФ, Беларусь и Казахстан – ред.) достаточно серьезно просели по промышленному производству".
Схожей точки зрения придерживается и Тельнов. "Толчком должно быть развитие промышленности – тогда этот процесс подтолкнет и развитие внутренней торговли", — полагает он.
В то же время, по мнению Кузьминой, положительным результатом деятельности ЕАЭС стало развитие торговых отношений стран-членов Союза не только с РФ. Но и друг с другом. "Понятно, что у России крупнейшая экономика, все страны торгуют и сотрудничают с ней больше… Но то, что страны постепенно начали сотрудничать и торговать более интенсивно между собой, а не только с Россией, – это состоявшийся факт", — отметила она.
Все новости о евразийской интеграции в спецпроекте "Евразийский коммуникационный центр" >>