МОСКВА, 12 янв – РИА Новости. Наблюдения за пчелами и манипуляции с их ДНК помогли биологам показать, что альтруизм существует среди этих насекомых и ряда других животных, в том числе и людей, по эволюционным причинам, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Мы обычно считаем пчел идеальными "коллективистами", обитатели сообщества-колонии, которые живут и работают друг с другом в полной гармонии. Наше исследование показало, что на самом деле в пчелиных ульях существует конфликт – в их ДНК гены отцов и матери соперничают друг с другом", — заявила Кристина Гроцингер (Christina Grozinger) из университета Пенсильвании в Филадельфии (США).
Как объясняют ученые, рабочие пчелы ведут себя образцово-показательно не всегда – после смерти королевы некоторые особи перестают заботиться о личинках и участвовать в жизни улья, "включают" свои яичники и начинают откладывать свои собственные яйца. Другие особи продолжают поддерживать порядок даже после того, как их "старшая сестра" умирает, и ученые долгое время спорят, почему так происходит.
Один из авторов статьи, Девид Келлер (David Queller) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США), еще 10 лет назад предположил, что подобный альтруизм и различия в действиях пчел после смерти главы улья объясняются тем, что поведением этих насекомых управляет два набора генов – "эгоистичный", наследуемый от отца, и "кооперативный", наследуемый от матери.
Подобное разграничение имеет простое объяснение. Все рабочие особи в колонии являются дочерями одной матери, и поэтому с эволюционной точки зрения отказ от размножения в пользу поддержки потомства "старшей сестры" рационален – тот же самый набор материнских генов будет передан новому поколению пчел королевой улья.
С другой стороны, отцы у рабочих пчел могут быть разными – королева за свою жизнь спаривается с десятками разных самцов, и трутни должны передавать своим дочерям "эгоистичные" гены, которые заставляли бы ее продолжить свой род в случае гибели главы колонии.
Группа Гроцингер проверила, соответствует ли эта теория действительности, скрещивая несколько пород обычных европейских пчел и знаменитых южноамериканских "пчел-убийц", обладающих заметно большими яичниками. Эти различия служили своеобразным индикатором того, какие гены были активны в организме рабочих пчел – унаследованные от отца или матери, что позволило биологам понять, был ли прав Келлер.
По словам авторам статьи, в общей сложности им удалось выделить примерно 100 тысяч мелких мутаций длиной в одну "букву"-нуклеотид, присутствовавшие исключительно в ДНК матери или отца и так или иначе влиявшие на склонность пчел к размножению. Их анализ показал, что почти все из них находились в тех генах, которые были унаследованы от отцов, что подтвердило теорию Келлера.
Сейчас Гроцингер и ее коллеги планируют проверить, справедливо ли подобное генетическое объяснение альтруизма для других социальных животных и насекомых, живущих в больших группах.