ДУБАЙ, 8 янв — РИА Новости, Юлия Троицкая. Некогда жителей Аравийского полуострова трудно было представить без трех верных помощников: коня, верблюда и сокола. Образ бедуина в белоснежной одежде, устремившего взгляд на безбрежные пески Аравийской пустыни, рядом с которым восседает сокол, часто встречается в картинах арабских художников. Столетиями сильные и умные птицы не только добывали пищу для своих хозяев, но и как бы воплощали в себе их второе "я", становясь настоящими соратниками, испытывающими к хозяевам уважение и привязанность.
Древняя традиция и источник вдохновения для поэтов
Соколиная охота уходит корнями в древность, когда обладание соколами и охота с ними считались признаком могущества. Поклонниками соколиной охоты были Чингисхан, римский император Фридрих 11, король Франции Людовик ХIII, имевший 130 соколов, а также русские цари, которые держали на Соколиных дворах до трех тысяч ловчих птиц.
Еще до распространения ислама арабы занимались разведением соколов и соколиной охотой. По историческим источникам известно, что первым арабом, использовавшим сокола для охоты, стал аль-Хариф бен Муавия бен Саур аль-Кинди в четвертом веке нашей эры. Любил охотиться с соколами и дядя пророка Мухаммеда (родоначальника ислама – прим. ред) Хамза бен Абдель Муталлиб.
Омейядские и аббасидские халифы тоже уважали соколиную охоту. Один из омейядских халифов Язид бен Муавия в 680 году даже приказал построить специальные домики для соколов, которых использовали для охоты. Расположенные в пустыне в Сирии и Иордании дворцы, построенные в эпоху Омейядов, расписаны рисунками, которые указывают на тесную связь в прошлом между арабами и соколами. Во время знаменитых арабских собраний нередко звучали увлекательные истории о секретах соколиной охоты.
Традиции соколиной охоты нашли отражение и в арабской литературе, особенно в поэзии, где с соколиной сравнивается сила и крепость мужчин, а также стремительность и выразительность глаз женщин. Воспевавшие соколов и охоту с ними поэты были особо почитаемы в арабском обществе.
Известный арабский поэт Абу аль-Касем Мухаммед аль-Фжижи так описал сокола в своем стихотворении:
Он амбициозен и готов к нападению,
Во время охоты он несет страх своим жертвам.
Его атака как луч света или ветреная буря,
Его клюв как гром для его жертв,
Быстрее, чем стрела, он настигает свою добычу.
Первая книга, которая была написана арабами об охоте с соколами под названием "Преимущества птиц", была опубликована еще в 710 году. Ее автор — Адам бен Мехрез аль-Бахили.
Сохранение экологии в ущерб древней традиции
Будучи любимым массовым увлечением на Востоке, соколиная охота из-за распространения огнестрельного оружия, войн, дефицита ресурсов и урбанизации со временем превратилась в элитный вид спорта, которым в основном интересуются правители и богатые люди.
Сезон охоты с соколами на Аравийском полуострове, в частности, в ОАЭ начинается в октябре и продолжается до февраля. В это время соколы мигрируют из традиционных мест обитания в теплые края. Однако на территории Эмират соколиная охота – это, скорее, воспоминания о прошлом, чем реальность сегодняшнего дня.
"Охота на соколов и охота с соколами в ОАЭ запрещены, чтобы сохранить в стране животный мир. Разведением соколов занимаются только для участия в спортивных состязаниях или для охоты за пределами страны. Исключение делается только для правящих семей", — рассказывает сотрудник центра разведения соколов и сохранения эмиратского наследия Халед Насер аль-Захири.
Основатель Объединенных Арабских Эмират и первый президент страны шейх Зайд бен Султан Аль Нахайян выступал за сохранение экологии. Он был первым человеком, по инициативе которого в 1995 году была запущена программа по сохранению популяции соколов, которая называлась "Программа Зайда по освобождению соколов".
ОАЭ стали первой страной, выпустившей международный паспорт для соколов. Первая лечебница в мире для соколов тоже была открыта в ОАЭ, она появилась Дубае в 1983 году.
По словам аль-Захири, эмиратские любители поохотиться с соколами выезжают в Ливию, Афганистан, Пакистан, страны Средней Азии или соседнюю Саудовскую Аравию, где в сезон охота не запрещена и по-прежнему велико бедуинское население, которое ведет такой же образ жизни, как и в давние времена, полагаясь на лошадей, верблюдов и соколов.
Вместо вольных птиц — продукт тщательной селекции
Поклонники соколиной охоты на Аравийском полуострове больше всего ценят пойманных на воле птиц. Такие соколы стоят очень дорого. Аль-Захири припоминает, как одного такого сокола, пойманного во дворе дома в Кувейте, продали за 1,2 миллиона местных динар (около четырех миллионов долларов). Однако времена сложной поимки вольных соколов в силки почти ушли в прошлое, современные любители соколиной охоты из аравийских монархий вынуждены довольствоваться птицами, выведенными на специальных фермах в разных частях мира — в Европе, в частности, в Германии и Австрии, в Австралии или Пакистане.
"Сколько стоит этот сокол?", — обращается сотрудник центра к продавцу в магазине по продаже соколов и инвентаря для соколиной охоты.
"Пятнадцать тысяч дирхам? А сколько в нем от сапсана и от балобана? 70 на 30?", — спрашивает он.
"Чистокровного сокола какого-то одного вида из-за постоянных скрещиваний на фермах сейчас найти невозможно, поэтому определяют в процентном соотношении, сколько в нем от какого вида. Таким образом становится понятно, какими характеристиками он обладает, от чего зависит и его цена", — поясняет аль-Захири.
Обыкновенный сокол (сапсан) считается одним из самых распространенных видов соколов в мире. Охотники предпочитают этих птиц за их силу и маневренность. Вес сапсана варьируется от 450 грамм до 1,2 килограмм. Самец обычно на треть меньше самки.
Балобаны – наиболее излюбленный вид соколов у арабов, ценятся за крупные размеры тела, крупные лапы и жесткие когти. Однако больше всего их ценят за высокую скорость при нападении на добычу, которая достигает 250 км/час. Они могут баррожировать на низкой высоте — 15-50 метров и обладают уникальным стилем в охоте за куропатками, которые до недавнего времени были основным объектом соколиной охоты в странах Персидского залива.
Соколы из России плохо обучаемы
Соколиный бизнес в Эмиратах в основном принадлежит выходцам из Пакистана, которые из поколения в поколение занимаются ловлей, разведением и продажей соколов. Владелец старейшего магазина по продаже соколов в Дубае UAE Falcons, который был открыт в 2002 году, Амер аль-Амер тоже пакистанец. Он говорит, что в неделю продает где-то трех соколов.
"Сейчас в моем магазине самый дорогой сокол стоит 50 тысяч дирхам (около 16 тысяч долларов). Он привезен из Австралии, цена высокая из-за его хорошей родословной, к тому же у этой птицы в роду есть кречеты, о чем говорит наличие белого оперения. Кречеты считаются самыми крупными соколами в мире, но они не могут жить в жарком климате, их привозят на Аравийский полуостров только для скрещивания", — поясняет Амер, показывая на сидящую немного в отдалении от других соколов крупную птицу с белой грудкой.
По этой же причине, поясняет он, у покупателей не пользуются спросом соколы из России. "Им не подходит этот климат и они плохо обучаемы", — уточняет Амер.
Затратное хобби
"Для подданных ОАЭ соколиная охота превратилась в затратное хобби, требующее и больших материальных вложений, и много свободного времени", — замечает аль-Захири.
Он объясняет, какие затраты связаны с соколиной охотой: "В сезон сокол в среднем стоит 10 тысяч дирхам (около трех тысяч долларов), нужно не только помещение для его содержания, но и специальная экипировка — перчатки, нарукавник, "бурки" — кожаные капоры, которые надеваются на голову птицы, закрывая ее глаза, чтобы уберечь от стресса. Помимо этого, сокола необходимо тренировать, чтобы он не разленился, даже если ты не ездишь с ним на настоящую охоту. Раньше соколов учили ловить добычу, выпуская живых кроликов или куропаток. Теперь настоящих животных заменяют чучелами куропаток или управляемыми самолетами. Соколов часто приходится лечить – это тоже недешево. Соколы живут долго — до 20 лет".
"Поэтому молодежь, которая привыкла жить в городах в другом ритме и при другом образе жизни, нежели их предки, уже не очень интересуется соколиной охотой", — делает грустный вывод сотрудник учреждения, которое призвано прививать эмиратской молодежи интерес к традициям.