МОСКВА, 30 дек – РИА Новости. Все больше стран стремится укрепить свои позиции в Антарктике, которая обладает большим стратегическим и коммерческим потенциалом, пишет The New York Times.
В 2048 году истекает срок действия Договора об Антарктике. Его отмена может открыть путь к добыче таких ископаемых в регионе, как железная руда, хром, уголь, нефть, газ и, вероятно, алмазы. Учитывая технический прогресс и изменения климата, ресурсы Антарктиды могут стать доступнее, невзирая на сложные природные условия.
Кроме того, страны используют регион для проектов по исследованию космоса и спутниковой навигации. Так, в Антарктиде уже работают три российских станции ГЛОНАСС, что NYT называет "попыткой бросить вызов доминированию американской GPS".
"Ученые предупреждают, что из-за политической активности вокруг Антарктики грань между военной и гражданской деятельностью может стереться задолго до того, как придет время пересматривать договоры по континенту, особенно в тех частях Антарктиды, которые идеально подходят для перехвата сигналов со спутников или перенацеливания спутниковых систем", — пишет издание.
Не так давно российские исследователи похвастались открытием огромного пресного водоема, для чего потребовалось пробурить несколько километров твердого льда. "Вы видите, мы здесь, чтобы остаться", — прокомментировал начальник станции "Беллинсгаузен" Владимир Чебердак.
Очень активно в Антарктике действует Китай, который в 2014 году открыл в регионе уже четвертую станцию и планирует создать пятую. У США в регионе есть три постоянных станции, однако американские исследователи жалуются на бюджетные ограничения и на то, что у США намного меньше ледоколов, чем у России. Осваивать Антарктику стремятся и такие страны, как Южная Корея, Беларусь и Колумбия, отмечается в статье.
Старые времена, когда в Антарктике доминировали интересы стран Европы, Австралазии и Северной Америки, подошли к концу, отмечает политолог, профессор Лондонского университета Клаус Доддс. "Реальность такова, что за Антарктиду идет геополитическая борьба", — сказал он.