МОСКВА, 25 дек – РИА Новости. Темпы очистки российского банковского сектора в 2015 году увеличились, вопреки ожиданиям самого регулятора. Уход слабых игроков, не нашедших источники пополнения капитала, делает банковскую систему крепче, а жесткие меры вывода с рынка "банков-прачечных" помогают в борьбе с оттоком капитала, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.
Год назад курирующий, в том числе и банковский надзор первый зампред ЦБ Алексей Симановский заявлял, что пик отзывов лицензий уже пройден. Затем в апреле то же самое говорила и председатель Банка России Эльвира Набиуллина, с приходом которой был взят курс на оздоровление системы и было выведено с рынка более 200 кредитных организаций.
Между тем ЦБ по данным на 24 декабря отозвал лицензии у 93 банков и небанковских организаций против 86 в 2014 году. Шансов для замедления "оздоровительной" терапии регулятора в следующем году мало: макроэкономическая ситуация остается сложной и банкам необходимо продолжать наращивать "подушку безопасности" под проблемные кредиты.
Во все тяжкие
Причиной отзыва лицензий у 40% банков (37 организаций) в 2015 году стало нарушение "антиотмывочного" законодательства. В прошлом году "метла" ЦБ очистила рынок от 36 банков (42%) с "сомнительной репутацией".
"К большому сожалению, еще не все наши банкиры поняли, что жить нужно по правилам, по-честному, что не нужно бросаться во все тяжкие банковской лицензии. От половины до двух третей того, что мы отзываем – это не лечится какими-то травами. Это просто-напросто продажа банковских лицензий под то, что мы называем "проведение сомнительных операций". По сути, это предоставление услуг теневому сектору экономики – обналичивание денег, вывод средств за рубеж. До тех пор, пока это будет продолжаться, мы будем в рамках наших полномочий принимать решение о выводе с банковского рынка", — заявлял зампред ЦБ Михаил Сухов в октябре.
Для борьбы с такого рода предпринимателями ЦБ совместно с Минфином планируют ужесточить закон о деловой репутации банкиров.
Резкое сокращение началось 1,5 года назад — во втором квартале 2014 года нелегальный вывоз еще составлял 3,7 миллиарда долларов, а в четвертом уже рухнул до 400 миллионов долларов. Показательно и то, что ЦБ дважды за год улучшал прогнозы по оттоку капитала из России за 2015 год с 85 до 58 миллиардов долларов.
Статистика свидетельствует о последовательной работе Банка России, направленной на вывод с рынка игроков, нарушающих "антиотмывочный" закон, сообщил РИА Новости представитель ЦБ. "Рост за последние несколько лет числа кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия, в основном объясняется вовлеченностью этих банков в отмывание преступных доходов, незаконный вывод средств за рубеж. Именно приоритетная ориентация таких банков на ведение подобного рода бизнеса потребовала применения жестких мер надзорного реагирования", — признает ЦБ.
По мнению экспертов, такая политика ЦБ отчасти приводит и к снижению чувствительности курса рубля к нефтяным котировкам. "Надзор стал более тщательным особенно за валютными транзакциями, результатом чего стало падение волатильности рублевых цен на нефть, то есть курс рубля менее чувствительно реагирует на нефть, чем это было в прошлом году", — отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
"Мы видим попытки не просто расчистки банковской системы, а воспрепятствования оттоку капитала из страны. Небольшие банки, как правило, попадая в трудную ситуацию, начинают проводить нелегальные операции — легализация доходов полученных преступным путем и вывод капитала за рубеж", — солидарен с коллегой аналитик Rye, Man&Gor Securities Василий Сапожников.
Доверие к сильным
Несмотря на ставшие традицией отзывы по две-три банковских лицензий в неделю, вкладчики несут деньги в банки. Рост объема вкладов является главным аргументом регулятора в пользу того, что доверие к системе сохраняется.
"В этом году планомерная политика ЦБ по расчистке банковского сектора не изменилась, просто ухудшающаяся рыночная ситуация способствует тому, что недобросовестные игроки уходят. Адекватно работает система страхования вкладов. Видим, что доверие к системе есть, в частности, с начала года вклады населения выросли почти на 16%. При этом наблюдается тенденция перетока клиентов в большие банки", — отмечает аналитик Газпромбанка Андрей Клапко.
Такая политика ЦБ больнее всех бьет по среднему и малому бизнесу и банкам со скромными активами, однако у небольших игроков сохраняется конкурентоспособность за счет более гибкого подхода и низких комиссий, полагают эксперты.
"Мы считаем, что в среднесрочной перспективе такая политика ЦБ должна привести к оздоровлению банковского сектора и повышению доверия к банкам. Тем не менее, в краткосрочном периоде активные меры по отзыву лицензий действительно подрывают уверенность вкладчиков, да и корпораций тоже, к банковской системе, и особенно к "прослойке" небольших и средних банков. Это создает риски потери клиентской базы для этого сегмента, а также способствует повышению концентрации в системе", — полагает заместитель директора направления "Рейтинги финансовых институтов" Standard & Poor's Ирина Велиева.
Начальник управления анализа финансовых институтов РИА Рейтинг Андрей Манько, отмечает, что, как и везде, для малого бизнеса есть ниша и в банковской сфере. "Вместе с ростом числа желающих обслуживаться в наиболее крупных и надежных банках происходит ужесточение критериев, что приводит к росту отказов в открытии счетов. Таким образом, часть компаний все же по-прежнему предпочитают средние и небольшие банки, которые могут быть более лояльны к клиентам", — считает он.
Самые громкие истории
Уходящий год запомнится крахом финансовой империи Анатолия Мотылева, банк "Глобэкс" которого в 2008 году был отдан на санацию Внешэкономбанку и обошелся государству почти в 100 миллиардов рублей. "Дыра" в банках Мотылева – "Российском кредите", "Тульском промышленнике", М Банке и АМБ Банке превысила те же 100 миллиардов рублей, сумма страхового возмещения оценивалась АСВ в рекордный 41 миллиард рублей. Предыдущий антирекорд, переплюнувший Мастер-банк с 31,2 миллиарда рублей, принадлежал банку "Транспортный", выплаты по которому составили 39 миллиардов рублей.
После таких "разорений" АСВ дважды за этот год обращался в ЦБ за кредитами для пополнения фонда страхования вкладов. Сначала АСВ был предоставлен кредитный лимит на 110 миллиардов рублей, в декабре агентство попросило увеличить лимит еще на 140 миллиардов рублей.
Рынок оценил подобный подход ЦБ. "Готовность регулятора к применению подобных инструментов, на наш взгляд, свидетельствует о гибкости его позиции, понимании проблем в секторе и нацеленности на сохранение устойчивости и доверия к системе, насколько это вообще возможно в текущих непростых условиях", — отметила Велиева из S&P.
По мнению других, поиск повышения эффективности надзора — это вынужденная мера ЦБ.
"С исчерпанием средств фонда АСВ, а также других государственных фондов, естественным выглядит ужесточение действий со стороны регулятора по перераспределению части реализовавшегося кредитного риска на кредиторов банка. Например, при санации "Уралсиба" были списаны даже суборды старого образца. Напомним, что санации банков в 2008-2009 годах почти всегда проходили безболезненно для кредиторов банка, менялся лишь собственник. Изменение практики ЦБ по санации банков, при которой кредиторы также разделяют риски, способствует повышению ответственности", — отмечает Порывай.
Громким событием стала санация "Уралсиба", банка с двадцатилетней историей, находившегося в собственности Николая Цветкова более десяти лет. Рынок ждал сделки по покупке "Уралсиба" сначала Московским кредитным банком, затем Альфа-банком, суммы обсуждались разные — от рубля до цифр с восемью нулями.
В результате ЦБ в качестве инвестора выбрал бизнесмена, в прошлом банкира Владимира Когана и выдал льготный кредит на 81 миллиард рублей. А Цветков, выручивший в 2010 году за розничную сеть "Копейка" 51,5 миллиарда рублей, за свое финансовое детище почти ничего не получил. Как отмечал зампред ЦБ Сухов, сделка по продаже 82% акций Уралсиба" прошла по "символической цене".
Рынок не остановит ЦБ
ЦБ не раз заявлял, что сейчас его задача — "обеспечение эффективной системы раннего реагирования" на проблемы в банках, что требует "определенной переналадки, перестройки надзора". Симановский неоднократно в этом году говорил о том, что ЦБ обсуждает внедрение bail-in, санации по кипрскому сценарию, которая позволяет средства кредиторов и вкладчиков использовать для спасения банка. По его словам, это может сохранить ряд банков и приведет к экономии государственных средств.
Как заявлял Симановский, интенсивная фаза оздоровления банковского сектора закончится моментально, когда в РФ не останется банков с отрицательным капиталом, и как только закончатся банки, которые сопровождают криминальный бизнес.
При этом аналитики не ожидают снижения темпов отзыва лицензий. Такого же мнения придерживаются руководители крупнейших банков страны. Президент Сбербанка Герман Греф считает, что в 2016 году без лицензий останутся еще 10% российских банков, а глава ВТБ Андрей Костин предрекает, что через пять лет в России останутся лишь 300 банков (сейчас около 700).
Необходимость переоценивать кредитные портфели из-за ухудшения состояния заемщиков будет давить на капитал банков и приводить либо к сделкам по слияниям и поглощениям, либо к отзывам лицензий, полагают эксперты.
"Прогноз в целом по банковскому сектору остается негативным главным образом из-за сложной ситуации в экономике, девальвации рубля, высокой инфляции и падения реальных доходов населения. Как следствие резервы под обесценение кредитов останутся высокими — более 300 базисных пунктов, что будет съедать практически всю дорезервную прибыль банков", — полагает старший директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Александр Данилов.
ЦБ прогнозировал выход банковского сектора в 2015 году на прибыль в 100-200 миллиардов рублей, российские банки значительно перевыполнили этот план уже за 11 месяцев, заработав, 265 миллиардов рублей. На следующий год прогноз ЦБ составляет также 200 миллиардов рублей прибыли.
По мнению экспертов, также продолжится консолидация сектора. Самыми крупными сделками M&A в уходящем году стали покупка МДМ Банка владельцами Бинбанка и приобретение "Возрождения" акционерами Промсвязьбанка.
"Консолидация, скорее всего, продолжится, так как в России слишком много небольших банков, которым будет тяжело выживать в новой реальности. К тому же мы ожидаем, что регулятор продолжит чистку банковского сектора, что тоже является драйвером консолидации", — отмечает Данилов.
С ним также соглашается Порывай из Райффайзенбанка: "Учитывая большой объем проблемных активов на балансах банков, реструктуризация останется основной темой и в следующем году. Сделки M&A часто являются следствием реструктуризации долга, если на уровне операционной деятельности не все так плохо".
Глава крупнейшего банка страны Сбербанка Герман Греф считает, что банковская система РФ переживает масштабный кризис, наличие которого отрицает председатель ЦБ. Есть кризис или нет, мы узнаем в 2016 году.