МОСКВА, 25 дек — РИА Новости. Оценки перспектив российского сектора производства и продаж автомобилей на будущий год выглядят неутешительно: не только эксперты и аналитики, но и Минпромторг предрекают рынку падение.
Насколько оно будет серьезным, зависит от комплекса мер, которые примет правительство для поддержки отрасли. Власти РФ уже объявили о том, что автопром будет одной из тех отраслей, которые смогут претендовать на антикризисную поддержку в будущем году.
"В лучшем случае, если ситуация останется такой же, рынок может удержаться на текущем уровне (2015 года – ред.), при том, что будут какие-то меры для его поддержки", — считает Сергей Удалов из "Автостата".
Смягчить негативные прогнозы в текущей макроэкономической обстановке поможет не только программа поддержки спроса, но и стимулирование экспорта продукции автопрома.
Прогнозы
По мнению Удалова, в следующем году нет факторов для роста производства автомобилей. Без должных мер поддержки объем продаж и производства будет падать. Если нефть будет около 40 долларов за баррель, может быть падение продаж до 20% к текущим показателям, то есть где-то на уровне 1,2 миллиона легковых машин в 2016 году, рассуждает аналитик.
"Ситуация в автопроме достаточно понятная – есть, во-первых, избыточные мощности. Во-вторых, за последние три года, когда рынок падал, он сжался очень сильно. Естественно, в этой ситуации компаниям надо сокращать свои издержки", — рассуждает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.
По оценке Минпромторга РФ, загрузка мощностей российского автопрома, которые способны выпускать порядка 3,44 миллиона автомобилей в год, в 2015 году составила лишь 40%. При этом в 2010 году этот показатель был на уровне 51%.
Без продолжения мер поддержки российский авторынок продолжит дальнейшее падение в 2016 году, уровень загрузки мощностей при этом упадет ниже критических 30%, опасается Минпромторг. По прогнозу ведомства, в отсутствие господдержки авторынок в следующем году продолжит стремительное падение и сократится еще на 40% от прогнозных показателей на 2015 год, до 980 тысяч машин.
В условиях продолжения поддержки сокращение может составить лишь 9%, до 1,5 миллиона единиц. О тотальной зависимости сектора от господдержки на следующий год говорит и Удалов. Производство в 2016 году может сократиться на 5% к текущему году — до 1,3 миллиона штук.
Прогноз министерства по совокупным продажам машин в РФ в 2017-2018 годах – 1,5 и 1,6 миллиона единиц с господдержкой и, соответственно, 1,1 и 1,3 миллиона автомобилей без нее.
Аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов более оптимистичен: "В зависимости от того, что у нас будет с экономикой, в пределах от 0 до 5% будет рост в следующем году (по продажам легковых машин и LCV – ред.), при самом оптимистичном сценарии – 10%". Небольшой рост в 2016 году возможен за счет эффекта низкой базы уходящего года, за счет стабилизации экономики, надеется Беспалов.
В то же время, он констатирует неопределенность ситуации на рынке, его зависимости от курса рубля и цены нефти. "Я думаю, таких темпов падения (как в текущем году – ред.) в 2016 году мы в любом случае не увидим больше. При самом неблагоприятном стечении событий может быть падение до 10%, но, скорее всего, такого не произойдет", — отмечает аналитик.
Планы и предложения
Из-за резкого снижения спроса в условиях переизбытка мощностей может произойти полная "деиндустриализация" автомобильной промышленности, предупреждает Минпромторг. Чтобы не допустить этого, министерство в следующем году собирается поддержать спрос на авторынке на уровне, который обеспечит "выживаемость автопроизводителей, инвестиционную привлекательность", следует из презентации Минпромторга.
Также планируется оптимизировать неэффективные производственные мощности путем концентрации господдержки вокруг высоколокализованных (более 50%) производителей и создать условия для повышения экспортоориентированности автопроизводства.
Для улучшения условий экспорта автозаводам в долгосрочной перспективе до 2020 года министерство предлагает устранить заградительные импортные пошлины, компенсировать производителям часть затрат на доставку продукции до зарубежных рынков и компенсировать затраты на адаптацию машин к техническим требованиям экспортных рынков.
На последние две меры может понадобиться 10 и 11 миллиардов рублей соответственно. Предполагается, что меры господдержки позволят в 2016 году увеличить экспорт российского автопрома в дальнее зарубежье до 63 тысяч единиц, а в 2020 году — до 382 тысяч автомобилей.
О преимуществе экспортной модели при слабом рубле для восстановления автопрома говорят и аналитики Roland Berger Strategy Consultants. По их мнению, правительству и бизнесу необходимо создать совместный план по развитию автомобильной промышленности на 5 лет. Также они предлагают стимулировать дополнительные инвестиции со стороны поставщиков путем обновления 566 постановления в части установления более реалистичных целевых уровней локализации.
В перспективе до 2020 года Минпромторг с учетом макроэкономической ситуации предлагает ограничить сроки эксплуатации коммерческих транспортных средств, ввести грузовой и экологический коэффициенты в транспортный налог, контролировать исполнение директив подконтрольных государству юрлиц в процессе закупок и разрешить использовать "материнский капитал" для покупки машины.
Деньги
На текущий момент ведомство оценивает потребность в финансировании программ поддержки спроса на авторынке в 2016 году в 36,2 миллиарда рублей, еще 3,6 миллиарда понадобятся на субсидирование закупок городского электротранспорта и технику ЖКХ, работающую на газомоторном топливе. Поддержка спроса позволит продать в следующем году на 500 тысяч машин больше, считают в министерстве.
Вице-премьер Аркадий Дворкович после совещания на "АвтоВАЗе" и вовсе пообещал поддержать предложение об увеличении поддержки автопрома до 50 миллиардов рублей на будущий год. Субсидии автозаводам в следующем году в рамках программы "Автомобильная промышленность" вырастут на 60%, до 80,36 миллиардов рублей. Но, вместе с тем, правительство уже утвердило решение об индексации утилизационного сбора с 1 января 2016 года на 65%.