МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Несмотря на ухудшение производственных и финансовых результатов в условиях экономического кризиса, сталелитейные компании сумели в уходящем 2015 году сохранить рентабельность и даже остаться с прибылью. Правда, следующий год обещает стать для металлургов очередным испытанием на прочность.
В начале года ситуация в черной металлургии представлялась хоть и непростой, но все же в определенных моментах выглядела лучше по сравнению со многими другими отраслями. Все-таки, несмотря на все кризисные явления в мировой и отечественной экономике, производство стали в стране в 2014 году вновь выросло, впервые восстановив объемы после кризиса 2008-2009 годов.
Девальвация рубля при этом сыграла на руку сталеварам, позволив выиграть на возросшей разнице между затратами в рублях и валютной выручкой от экспорта.
Однако очень скоро позитив стал улетучиваться, а негативные тенденции, напротив, усилились, и год во многом стал поворотным для отрасли.
"В 2015 году мы в полной мере ощутили на себе все кризисные явления в экономике: падение цен на металлургическую продукцию, снижение внутреннего спроса и, как следствие, обострившуюся конкуренцию на ключевых рынках. Сейчас уже можно констатировать, что продолжающееся снижение спроса не позволит российским металлургам существенно наращивать объемы производства, как это происходило в течение нескольких предыдущих лет", — сказал РИА Новости генеральный директор группы "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) Павел Шиляев.
Давление без спроса
Рецессия в экономике коснулась практически всех основных потребителей стали в России. Так, по данным Fitch Ratings, потребление сортового проката снизилось более чем на 10%, а продажи легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом упали почти на треть.
В том числе, как отметили в НЛМК, за январь-сентябрь 2015 года спрос на прокат строительного назначения уменьшился на 13,5%. В целом по итогам года, как сообщил РИА Новости начальник управления корпоративной стратегии "Северстали" Андрей Лаптев, ожидается падение российского рынка стали на 10-12%.
Дополнительное давление на цены при этом оказал возросший экспорт дешевой стали из Китая, чьи производители, по словам директора по стратегии группы "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК) Константина Аршакуни, по целому ряду сортамента продают свою продукцию значительно ниже себестоимости.
"В год экспорт из Китая составил 120 миллионов тонн – это свыше трехлетнего потребления стали в РФ. Такой объем рынок не может переварить, и мировые цены упали до многолетних минимумов (в среднем на 35% к уровню прошлого года в зависимости от региона и вида продукции)", — рассказал РИА Новости Аршакуни.
"Цена российской стали опустилась до 12-летнего минимума. Это связано с падением спроса при неготовности китайских металлургов снижать производство, что в какой-то степени объясняется тем, что китайский сектор субсидируется правительством", — пояснил он.
Попутно продолжило дешеветь и сырье. По данным НЛМК, в январе–сентябре цены на коксующийся уголь и железорудное сырье снизились к прошлому году на 24% и на 20% соответственно.
Это, в свою очередь, также отрицательно сказалось на российских компаниях, большинство из которых являются вертикально-интегрированными, объединяя всю производственную цепочку от добычи до реализации. В условиях, когда цены на сырье стремятся к его себестоимости, выгода от обладания собственными сырьевыми ресурсами становится сомнительной.
В результате в своих финансовых отчетах за первые девять месяцев года металлургические компании зафиксировали падение выручки более чем на 20% (от 21% у НЛМК до 25% у ММК). Угольно-металлургический "Мечел" потерял 35% от выручки за тот же период, а ориентирующийся в основном на производство железорудного сырья "Металлоинвест" — 31%.
Поскольку четвертый квартал в связи с сезонным снижением деловой активности традиционно оказывается слабее предыдущего, то и улучшения ситуации по итогам всего года ожидать также не приходится.
Маневры на снижении
Тем не менее, за указанный период практически все российские компании получили прибыль (кроме "Мечела"), а некоторые даже смогли ее существенно нарастить. В качестве рецепта успеха в основном называются повышение эффективности и гибкая сбытовая политика.
При этом основную поддержку отечественной металлургии вновь оказал низкий курс рубля, позволяя на фоне девальвации дополнительно сокращать издержки и капитальные затраты. Тем более что основные инвестпроекты были, как правило, завершены еще до кризиса, и в новых крупных вложениях нет необходимости, особенно на фоне переизбытка мощностей.
Правда, Лаптев отмечает смешанный эффект от девальвации рубля. "С одной стороны, снизились наши издержки в долларовом выражении, что хорошо для экспорта. В "Северстали" капитальные затраты на 75% номинированы в рублях, издержки – на 90%, поэтому мы выигрываем от ухудшения курса рубля. С другой — наши российские клиенты оказались в сложном положении", — отмечает он.
Компания, по его словам, понимает, что долгое время выигрывать за счет курсовых разниц не удастся, а потому занимается снижением издержек, увеличением доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышением клиентоориентированности.
"Самый главный вывод этого года для нас в том, что компания должна всегда находиться в крайней левой части кривой затрат, так как ситуация на рынке может измениться в любой момент, спрогнозировать цены практически невозможно. Если компания имеет низкие затраты, она будет успешна в любой рыночной ситуации", — уверен Лаптев.
В НЛМК залогом успеха считают свою модель, когда производство стали сосредоточено на низкозатратных рынках, а производство готовой продукции осуществляется в непосредственной близости от конечных потребителей, на таких ключевых рынках сбыта, как Россия, ЕС и США.
"Бизнес-модель НЛМК позволяет быстро диверсифицировать продажи как по продуктовому ассортименту, так и по регионам реализации. Если рынки растут, мы показываем рекордно высокую прибыль, когда рынки падают, мы показываем просто высокую прибыль. Это наша стабильность и уверенность в будущем наших акционеров", — полагает Аршакуни.
Таким образом, об особенностях собственных бизнес-моделей, помогающих успешно выживать в сложных рыночных условиях, вправе говорить, пожалуй, любая отечественная металлургическая компания. Например, ММК использует в своей деятельности в основном покупное сырье.
"ММК как компания, слабо интегрированная в сырьевые активы, будет извлекать выгоду из низких цен на железорудное сырье. Уже сейчас себестоимость нашего сляба составляет 196 долларов за тонну, это один из лучших показателей в мире, что придает дополнительную устойчивость компании", — отметил Шиляев, говоря о перспективах на следующий год.
С новым негативом
Перспективы отечественной металлургии в 2016 году в целом с учетом всех макроэкономических прогнозов выглядят как минимум непростыми.
"Мы не ожидаем восстановления экономики в 2016 году. Скорее всего, емкость внутреннего рынка и спрос на сортамент ММК в будущем году останется на уровне 2015 года. По-прежнему давление на цены будет оказывать упавший спрос на продукцию строительного сегмента и снижение производства в автомобилестроительной отрасли", — полагает глава "Магнитки".
Fitch продолжает сохранять негативный взгляд на российский металлургический сектор в 2016 году в связи со слабостью спроса со стороны конечных потребителей стали, таких как строительный сегмент, автомобилестроение, машиностроение и производство электротехнического оборудования.
По данным агентства, потребление стали в РФ в 2016 году снизится еще на 2%, хотя падение спроса и замедлится относительно текущего года (минус 5%).
"На фоне снижения покупательной способности населения, снижения деловой активности бизнеса Fitch ожидает продолжения негативных тенденций в строительном секторе и ожидает 5%-ного падения потребления сортовой стали в 2016 году", — сообщил РИА Новости директор аналитической группы агентства по компаниям металлургического и горнодобывающего сектора Европы, Ближнего Востока и Африки Илья Макаров.
По его словам, общий уровень цен на стальную продукцию в мире, по ожиданиям агентства, будет по-прежнему находиться под давлением из-за большого объема экспорта, преимущественно идущего со стороны Китая. Это же, в свою очередь, будет сказываться на экспортных ценах российских производителей.
Новые риски в связи с усилившейся конкуренцией на внешних рынках представляет и появление новых заградительных пошлин на импортную металлопродукцию, вводимых многими правительствами для защиты своих производителей.
"Беспрецедентные протекционистские меры охватили все значимые стальные рынки мира. Половина российского стального экспорта – в зоне риска протекционистских мер. В последний год против российской металлопродукции начато восемь расследований в США, Канаде, ЕС, Турции, Индии и Малайзии", — отметил Аршакуни.
С директором по стратегии НЛМК солидарен и Макаров, на взгляд которого есть вероятность активизации антидемпинговых мер, предпринимаемых европейскими регуляторами для недопущения дешевого импорта со стороны Китая, Кореи и России.
В надежде на отскок
При всем этом отечественные металлурги находят и повод для осторожного оптимизма, считая, что за замедлением падения спроса неминуемо должен последовать его рост.
"Мировые цены на сталь в 2015 году упали на 34%, что на руку потребителям стали – ведь они могут существенно сэкономить на своих расходах. Это должно подтолкнуть более масштабное использование стали, а значит и повышение спроса и некоторый отскок от текущего уровня цен в 2016 году", — полагает Лаптев.
Для глобального рынка, на его взгляд, многое будет зависеть конкретно от ситуации в Китае, но и "оттуда мы слышим все больше новостей об остановке предприятий", а на внутреннем, по прогнозам топ-менеджера "Северстали", ситуация с 2016 года начнет улучшаться на фоне роста ВВП страны, а в 2017 году ожидается и рост потребления стали.
"В 2017 году, с большой долей вероятности, произойдет разворот в потреблении стали, поскольку фундаментально экономика недоинвестирована в жилищном и инфраструктурном строительстве, в производстве труб и машиностроении", — полагает и Аршакуни.
В том, что у российских сталеваров хватит запаса прочности и на следующий непростой год, не сомневаются и аналитики.
"Несмотря на сложную ценовую конъюнктуру, а также снижение потребления стали внутри страны, Fitch считает, что российские компании в целом хорошо подготовлены, чтобы противостоять негативным тенденциям в 2016 году. Рентабельность бизнеса российских компаний, частично поддерживаемая слабостью рубля, будет оставаться одной из высоких в мире. При этом общая долговая нагрузка российских компаний остается на умеренном уровне", — считает Макаров.