МОСКВА, 22 дек – РИА Новости. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) может потерять один из храмов Киево-Печерской лавры из-за притязаний представителей так называемого "Киевского патриархата", — о такой угрозе заявил во вторник представитель отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Русской православной церкви диакон Федор Шульга.
На Украине в настоящее время действует каноническая УПЦ МП, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры — УПЦ КП и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). В стране есть также Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), богослужения в которой совершаются по православному обряду. При этом в УПЦ МП неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов представителями УПЦ КП.
"Помимо захватов храмов (УПЦ МП — ред.), также следует отметить общее нагнетание общественной истерии в СМИ, которая продолжается. Следует упомянуть инициативу, к которой еще будут так или иначе возвращаться, я уверен, украинские СМИ, — это инициатива по передаче Киево-Печерской лавры "филаретовцам", — сказал Шульга в ходе круглого стола в Общественной палате РФ.
По оценке Шульги, размещенная на сайте Киевского горсовета электронная петиция для сбора голосов за перевод главного монастыря УПЦ МП в ведение КП, имеет "чисто популистский характер и вряд ли может быть серьезно рассмотрена государственными органами управления". Тем более что ответная петиция с призывом не трогать обитель получила гораздо большую поддержку населения.
"Но за этой инициативой (КП — ред.) стоит общая стратегия создать общественное мнение, а затем под тем или иным предлогом добиться передачи одного из храмов Киево-Печерской лавры раскольникам. И надо думать, что этот сценарий будет в той или иной мере реализовываться", — сказал Шульга, добавив, что подобная возможность уже обсуждается в украинском экспертном сообществе.
Церковный деятель также обратил внимание на необходимость противопоставить в российских СМИ "тому языку ненависти и "небратолюбия", который сейчас присутствует в большой мере в украинской медиасреде, язык любви и сострадания — как к нашим верующим, нашим собратьям на Украине, так и к тем, кто пытается их притеснять, оказывать на них давление".
"Мы тоже заражаемся этим конфликтом, мы не можем оставаться посторонними, но все-таки необходимо соблюдать какой-то баланс, равновесие. Потому что это единственная возможность удержать наших братьев рядом с нами и вновь когда-нибудь найти с ними язык взаимопонимания, даже если сейчас они заблуждаются", — заключил Шульга.