МОСКВА, 18 дек – РИА Новости, Надежда Цыденова, Антон Мещеряков. Непростая экономическая ситуация в России внесла коррективы в предновогодний шоппинг россиян: примерно треть граждан готова потратить перед праздниками меньше, чем в прошлом году, да и предпочтение россияне стали отдавать больше полезным подаркам, причем из сегмента "средней" цены.
Эта ситуация значительно отличается от праздничной суеты прошлого года, когда люди, напуганные снижением рубля по отношению к доллару и евро, спешили потратить накопленные сбережения на дорогую технику и предметы роскоши.
При этом, согласно исследованиям, многие граждане собираются побаловать в уходящем году "себя любимых" гораздо больше, чем, например, коллег по работе, традиционно не забывая о подарках друзьям и близким.
РИА Новости провело опрос среди российских торговых сетей и выяснило, какие подарки получат граждане на Новый год и какие магазины смогут на этом заработать в первую очередь.
Получить желаемое за меньшие деньги
Согласно опросу исследовательского центра портала Superjob.ru, примерно треть россиян готовы потратить на все новогодние подарки меньше, чем в прошлом году. Лишь 14% респондентов планируют увеличить свои затраты на подарки.
Большинство опрошенных (41%) собираются потратить на подарки от 1,5 до 5 тысяч рублей, а 16% респондентов хотят уложиться в 5-10 тысяч рублей. Подарки стоимостью более 10 тысяч рублей готовы купить только 9% россиян.
Несмотря на желание сэкономить, россияне любят дарить много подарков. Согласно совместному исследованию компании PayPal и агентства GFK, в этом году, помимо родственников, вторых половинок и друзей, в стороне не останутся коллеги по работе (одарить их готовы 25,5% респондентов), и даже домашние питомцы (13,7%). Не забудут россияне и о подарках самим себе – о таком желании заявили 40,4% респондентов.
По данным исследования, самыми желанными подарками в этом году для мужчин являются электроника (этот вариант выбрали 38,7% респондентов) и спортивные товары (6,6%). Женщины же мечтают найти под елкой косметику и товары для красоты (17,6%), а также электронику (16,4%). Самыми "нежеланными" подарками стали еда, включая шоколад и алкоголь (20,8%), а также игрушки (22,3%).
Кризис короток, техника вечна
Классическими новогодними подарками у россиян являются техника и электроника – этот тренд не изменился и в этом году. В компании "М.Видео" указывают, что, вне зависимости от сезона, лидирующими категориями в продажах сети остаются телевизоры, а также крупная бытовая и цифровая техника.
"В начале декабря этого года в пятерке лидеров среди розничных продажах фигурируют не только телевизоры, но и iPhone 6/6S, которые стали желанными подарками в этом году. Также перед новогодними праздниками активно покупают смарт-гаджеты, аксессуары для геймеров, наушники, товары из категории малой бытовой техники", — говорит представитель компании.
Согласна с коллегой и директор по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Ирина Цеплинская. По ее словам, спрос также есть на игры и аксессуары для игровых приставок, например – руль и педали, а также на телевизоры больших диагоналей (от 46 дюймов).
Остановимся на середине
Тем не менее, продавцы техники и электроники все же отмечают изменение в потребительском поведении россиян перед Годом красной огненной обезьяны. "Тенденцией этого года стало стремление к экономии средств – люди стали меньше покупать", — указывает PR-директор "Евросети" Ульяна Смольская.
По ее словам, такого спроса, как в конце 2014 года, на дорогие модели телефонов стоимостью от 35-40 тысяч рублей ожидать не стоит – однако точный прогноз сейчас составить сложно.
"Ажиотажных скачков покупательской активности, с которой столкнулся рынок в конце 2014 года, мы не ожидаем", — соглашается коммерческий директор "Юлмарта" Олег Пчельников.
"Не стоит отметать и вероятность повторения ситуации прошлого года, когда в связи с ростом курса валют, люди старались вложить свободные рубли в подарки", — считает, напротив, представитель "Евросети".
Изменение в структуре покупок отмечают и в ритейлере "Связной" – клиенты сети склонны экономить и более тщательно анализировать соотношение "цена/функциональность устройства". "Поэтому самую выразительную динамику в этом году в первую очередь показывают бренды с наилучшим предложением в средних ценовых сегментах — например, Lenovo, LG, ZTE", — добавили в компании.
В ритейлере говорят, что хотя россияне в декабре традиционно покупают больше флагманских устройств, чем в другие месяцы, в 2015 году это делать сложнее – ведь из-за роста цен флагманский смартфон теперь обойдется в 30-70 тысяч рублей.
Более вдумчивый подход к покупкам наблюдается даже в такой устойчивой к кризису категории товаров, как подарки для детей. "Есть тенденции к сокращению импульсных покупок. Покупатели сравнивают цены среди конкурентов, ищут аналоги онлайн и всё чаще предпочитают делать заказы в интернет-магазине, даже при равной цене", — указывает PR-директор сети детских магазинов "Дети" Екатерина Резанова.
Кризис кризисом, а подарки по расписанию
Однако не техникой единой жив человек – популярными подарками к Новому году-2016 являются украшения, товары для дома.
"На фоне смещения предпочтений клиентов в пользу товаров повседневного спроса, которое мы наблюдаем с начала года, большей популярностью сегодня пользуются детские товары, бижутерия, товары для дома, а также сезонные предложения. В канун праздников мы также прогнозируем рост спроса на товары категории "Косметика и парфюмерия", — говорит Пчельников из "Юлмарта".
Повышенным спросом в "Детском мире" пользуются и товары с изображениями героев популярных фильмов – в этом предновогоднем сезоне это "Звездные войны", премьера нового эпизода саги состоялась на этой неделе. Классикой являются и товары брендов Lego, Hasbro и Mattel.
В свою очередь в ГК "Дети" сообщили, что в преддверии новогодних праздников в магазинах сети возрастает спрос на товары для зимнего отдыха.
"Самый большой рост продаж в нашей компании под Новый Год демонстрирует категория товаров для зимнего отдыха — различные санки, "ватрушки", лыжи, коньки, клюшки, снаряжение, игры на свежем воздухе", — говорит PR-директор сети Резанова.
Не стоит забывать и о том, что лучшим подарком всегда была книга. С этим утверждением полностью согласны в "Библио-Глобусе", где отмечают декабрьский рост продаж книг и канцелярии.
"Проанализировав первую декаду месяца, мы увидели, что продажи выросли и по отношению к предыдущим годам. Вероятно, сыграл свою роль и кризис, для многих стали недоступны более дорогие подарки", — сообщил представитель торгового дома.
"Традиционно почти каждый посетитель приобретает настенные красочные календари, ежедневники, планинги. Из книг – хорошо изданные новинки, которые берут не по одному экземпляру – в подарок друзьям и близким на Новый год", — добавляет собеседник агентства.
Золото и меха любят тишину
Своеобразной "тихой гаванью" новогодних подарков в декабре стали ювелирные украшения и изделия из меха – продавцы указывают, что предпочтения россиян на такие подарки стабильны и не меняются уже несколько лет.
"Востребованы украшения всех ассортиментных групп. В целом, как и в прошлом, и в позапрошлом году, наш покупатель делает акцент на "золотую классику" — украшения "на все времена", которые хранят память о личных событиях, которые передают по наследству, которые всегда в моде", — рассказывает операционный директор компании "Адамас" Дмитрий Баранов.
По его словам, новогодний спрос россиян на ювелирные изделия нарастает к концу декабря и имеет ярко выраженный пик после 25 числа. "Сейчас спрос соответствует заложенным прогнозным значениям и дает нам основание рассчитывать на хороший оборот по итогам декабря", — добавляет он.
Принципиальных изменений в спросе не наблюдают и в "Снежной королеве". "Норковая шуба как была, так и остается подарком мечты на Новый год для многих женщин. На статусность этого предмета гардероба не влияют никакие обстоятельства", — отметили в компании.
В качестве более экономичного новогоднего подарка также рассматриваются небольшие изделия из меха лисы — жилеты, шарфы и воротники. В целом, указывают в "Снежной королеве", снижение покупательской способности не могло не сказаться на предпочтениях клиентов.
"Тем не менее, многие заново открывают для себя прелесть демократичных видов меха, изделия из которого в разы дешевле, при этом они очень модные, привлекательные и интересные с точки зрения применения самых актуальных модных трендов", — добавил представитель сети.