НЬЮ-ДЕЛИ, 16 дек – РИА Новости. Создание исламской военной коалиции под эгидой Саудовской Аравии продиктовано давлением со стороны США, а также желанием вошедших в нее стран заявить о несвязанности с террористической группировкой "Исламское государство" (арабское название — ДАИШ, запрещена в РФ), заявил РИА Новости научный сотрудник индийского Института оборонных исследований и анализа (IDSA) Ашок Бехурия.
Саудовская Аравия сформировала исламскую военную коалицию из 34 стран по борьбе с терроризмом. Объединенный командный оперативный центр будет базироваться в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Коалиция, согласно тексту заявления, создается для "противодействия терроризму, ставшему угрозой интересов исламской нации", а также "исходя из права народов к самозащите".
"Саудовская Аравия по сути сделала этот шаг в ответ на давление США выступить против ИГ и сформировать коалицию против него. Тем не менее то, с чем выступила коалиция, не выглядит убедительно. В этом больше риторики, чем нацеленности на действия", — уверен эксперт.
Дистанцироваться от ИГ
По мнению эксперта, таким образом Саудовская Аравия пытается дистанцироваться от ИГ, однако реальных действий от коалиции ожидать не стоит.
"Эта коалиция – это даже не декларация о намерениях. Это простое заявление, цель которого – скорее, показать то, что Саудовская Аравия не связана с ДАИШ, а включение Турции и Катара также свидетельствует о том, что это, скорее, попытка скрыть их мягкость по отношению к ИГ", — считает Бехурия.
Аналитик указывает на то, что коалиция не давала обязательств начать военную операцию именно против ИГ. "Целью операции является не ДАИШ, она широко определена как "все террористические группы и организации вне зависимости от религиозной принадлежности и происхождения". Нет упоминаний о том, кто будет финансировать эту кампанию, кто будет принимать решения, кто является целью операции, а кто нет", — отмечает эксперт.
Осложнение конфликта
Как полагает Бехурия, до тех пор, пока исламская коалиция не начнет военное вмешательство в регионе, расстановка сил в нем не изменится. Однако если это произойдет, конфликт может осложниться.
"Исключение, а точнее невключение, Ирана в коалицию свидетельствует о том, что это фактически суннитское объединение, которое может придать конфликту религиозный аспект, а это совсем не хорошо для региона", — говорит аналитик.
Крайне мала вероятность и того, что коалиция Саудовской Аравии выступит против группировок, взращенных США и выступающих против режима президента Сирии Башара Асада. "Если она все же выступит, то противопоставит себя России, придав уже существующему конфликту новую динамику. В отсутствии консенсуса мировых сил по сирийскому вопросу исламская коалиция способна мало что сделать, чтобы изменить ситуацию в регионе", — уверен эксперт.
Разногласия внутри коалиции
Как отмечает Бехурия, нет согласия и внутри самой исламской коалиции. "Мы видели, что Пакистан не пожелал присоединиться к саудовской коалиции против хуситов в Йемене. Аналогично Турция может не согласиться действовать против ДАИШ", — говорит он.
Однако при этом, считает эксперт, важным вопросом остается тот, согласятся ли эти страны участвовать в наземной операции, без которой победа над ИГ невозможна. Кроме того, необходимо привлечь за стол переговоров Асада и его противников.
"Мы видим ситуацию в Ираке и Афганистане, и необходимо извлечь из этого уроки. Спонсирование США вооруженных группировок в Сирии привело к тому, что ситуация стала неконтролируема, и России пришлось вмешаться на стороне Асада. До сих пор серьезных попыток привести за стол переговоров Асада и его противников не предпринималось. Это делает ситуацию еще более сложной", — резюмирует эксперт.