"Охваченные внезапным приступом паранойи саудовцы боятся, что сокращение добычи ОПЕК даст шанс России, постоянно соперничающей с ближневосточным королевством за право быть крупнейшим мировым производителем нефти и не входящей при этом в картель", — полагает аналитик.
При текущих уровнях цен, добавляет Хэллиган, Москва чувствует себя комфортнее, нежели Эр-Рияд, учитывая, что падение рублевой стоимости нефти оказалось не настолько существенным, как в валюте.
Ставки для Саудовской Аравии сейчас как никогда высоки, добавляет эксперт. Церемония коронации Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда и "народный праздник", обошедшиеся в $32 млрд, стали яркой иллюстрацией модели саудовского общественного договора "деньги в обмен на власть", на которой и держится трон саудовского монарха. Если дождь из денег вдруг закончится, то ключевая для мирового рынка нефти держава может погрузиться во мрак политического и гражданского хаоса.
Кроме того, саудовцам не удалось "дожать" американскую сланцевую индустрию с помощью игры на понижение цены. Многим малым и средним нефтяным компаниям в США удалось устоять под натиском Эр-Рияда, и теперь королевство не рискует отступить от избранной политики — Саудовская Аравия не может "потерять лицо", замечает Лиам Хэллиган.
"Саудовская Аравия боится раскола внутри картеля, опасается, что новые квоты на добычу не будут соблюдаться другими членами ОПЕК, что приведет к крупномасштабным махинациям с квотами согласно принципу "каждый сам за себя". Эр-Рияд также боится, что не входящие в организацию страны начнут прибирать к рукам его долю. Если это произойдет, от могущества картеля, по-прежнему контролирующего треть всей мировой добычи, не останется и следа", — полагает Хэллиган.