КОРОЛЕВ (Московская область), 11 дек — РИА Новости. Двигатели космического корабля "Союз ТМА-17М" с экипажем в составе Олега Кононенко (Роскосмос), Челла Линдгрена (NASA) и Кимия Юи (JAXA) запущены на торможение, сообщил корреспондент РИА Новости из Центра управления полетами (ЦУП).
Двигательная установка включились в расчетное время — в 15.19 мск, и, отработав около четырех минут, штатно выключилась. В 15.49 мск "Союз" войдет в плотные слои атмосферы Земли, где связь с ним кратковременно будет потеряна. Максимальную перегрузку в 4,21 G экипаж испытает в 15.56 мск. Приземление спускаемой капсулы ожидается в 16.22 мск в 121 километре от города Жезказган Карагандинской области Республики Казахстан.
Во время полета на "Союзе" Олег Кононенко тестирует планшетный компьютер. В будущем подобные планшеты предполагается вмонтировать в пульт управления, а пока в задачу космонавтов входит проверка технологий и программного обеспечения.
В настоящее время компьютерный планшет лишь дополняет бумажную документацию, и на это есть веские причины. Как рассказывал ранее сам Кононенко, электроника есть электроника, ей нужно электропитание, в котором возможны сбои, а это недопустимо. Бывают и программные сбои, поэтому бумага, как основной вариант, проживет еще очень долго. Именно поэтому его японский коллега по экипажу, также хорошо владеющий компьютерными технологиями, астронавт JAXA Кимия Юи при этом работает с бумажной полетной документацией.
Олег Кононенко во время работы на станции провел также длительный эксперимент по дистанционному управлению с борта МКС двумя роботами: одним — расположенным в ЦНИИ робототехнических комплексов в Санкт-Петербурге — и вторым, который находится в Институте робототехники в Мюнхене. Конечная цель эксперимента — подготовить возможность и технологию управления роботами, находящимися на другой планете. Тестирование проводилось в рамках российско-германского эксперимента «Контур-2».
Армейская и транспортная авиация Центрального военного округа (ЦВО) уже перебазирована в Казахстан для встречи экипажа пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М». В поисково-спасательном обеспечении посадки «Союза» принимают участие около 200 военнослужащих, 14 вертолетов Ми-8 со спецоборудованием на борту, четыре самолета Ан-12 и Ан-26 и 15 единиц автотехники, включая четыре поисково-эвакуационные машины повышенной проходимости.