Захар Виноградов, РИА Новости
Петр Порошенко не оправдал надежд Запада по апгрейду Украины. Полтора года его пребывания во власти отбросили страну на несколько десятилетий назад. Это, как стало понятно, хорошо понимают не только в России, но и в ЕС.
Но там считают, что в нынешнем политическом поле Украины он — меньшее зло, в том смысле, что пока выбирать не из чего. Поэтому эмиссары ЕС начинают прощупывать политическую элиту Украины, а также среду украинских политэмигрантов, чтобы найти ему замену.
При этом в ЕС полагают, что ни одна из ныне существующих политических организаций Украины не способна рекрутировать во власть сколько-нибудь сильного, как говорят в ЕС, объединяющего всех политика. Поэтому эмиссары ЕС предлагают создать новые политические "конструктивные движения", новую политическую оппозицию, которая могла бы противостоять Порошенко и его окружению.
По нашей информации, консультации на эту тему эмиссаров ЕС уже прошли с самым богатым украинцем Ринатом Ахметовым, другими олигархами.
Регулярно, но негласно такие встречи проходят сейчас с бывшими представителями украинской власти и ныне действующими политиками.
Как это происходит
Понятно, что такие встречи не могут носить официальный характер, поэтому, как правило, они проходят в закрытом режиме. Кроме того, со стороны Евросоюза в этих встречах не могут участвовать действующие политики или представители официальных структур. Как правило, это так называемые политики на отдыхе — не пенсионеры, а бывшие, но сохранившие свою влиятельность персоны. Богатый жизненный и политический опыт помогает им в переговорах, которые, скорее, можно назвать "политическим кастингом". О результатах встреч они рассказывают официальным политическим лидерам Евросоюза.
В беседе, которая недавно состоялась в Подмосковье, участвовали бывший и последний председатель Совета министров ГДР Лотар Де Мезьер, экс-вице-премьер Украины Сергей Арбузов, несколько представителей немецкого бизнеса, а также ряд российских аналитиков.
Лотар Де Мезьер, несмотря на внушительный возраст (в этом году ему исполнилось 75), остается активным и весьма влиятельным политиком в объединенной Европе. Став последним председателем Совета министров ГДР, он привел страну к объединению с ФРГ, то есть стоял у истоков нынешней единой Германии. В этом ему помогала пресс-секретарь Ангела Меркель, которая потом по рекомендации Де Мезьера вошла в состав правительства Германии. Родной брат Лотара — Томас Де Мезьер — является министром внутренних дел Германии.
Сергей Арбузов — сравнительно молодой украинский политик, ему 39 лет. Он последовательно был главой Национального банка Украины, вице-премьером правительства при президенте Януковиче и даже некоторое время исполнял обязанности премьера. Вышел в отставку и покинул Украину в феврале 2014 года во время Майдана. Сейчас, находясь в политической эмиграции, продолжает заниматься разработкой проектов политического, экономического и финансового возрождения Украины.
Что беспокоит Европу
По словам Де Мезьера, в Германии, как и в целом в ЕС, нет единого мнения о происходящем на Украине. По его словам, "Европа для себя не определилась в главном — с кем быть Украине: с Россией или Европой. Но это неправильная альтернатива". Сам Де Мезьер полагает, что "Украина должна быть как с Россией, так и с Европой. Она должна быть участником общеевропейского процесса. И при этом сохранять свои отношения с Россией. Украина должна быть цементирующим механизмом между Россией и Европой. И связь эта должна быть прежде всего через экономику".
Вместе с тем, Де Мезьер отметил, что экономика Украины резко отличается от экономик европейских государств, поэтому в Германии и в ЕС "не просчитали риски" резкого отрыва Украины от общих экономических связей с Россией и СНГ.
"Если же говорить об абсолютных цифрах, то надо понимать, что украинская экономика для Европы не особенно интересна, — подчеркнул Де Мезьер. — Просто баланс Украины в экономике ЕС настолько мизерный, что прирост или падение этого баланса на фоне большой экономики стран ЕС абсолютно незаметен. Украина всегда была интересна Европе тем, что через Украину идет газопровод, поставляющий из России газ в Европу".
"С другой стороны, — заметил Де Мезьер, — уже сейчас все понимают, что Украина не выживет без России, но и Россия, например, не может обходиться без украинских двигателей для самолетов. То есть проблема в том, что экономики обоих государств всегда были тесно взаимосвязаны".
Главные проблемы Украины, по словам Де Мезьера, — в том, что "сегодня мы видим на Украине коррупцию, насилие, гражданский конфликт. Это все результат падения государственного авторитета". Кроме того, по его наблюдениям, на Украине "при разной ментальности исторически разных частей нет объединяющего всех единого начала, единой политической объединяющей воли".
"Я общался с одним серьезным украинским политиком, — рассказал он в ходе встречи. — И спросил его, есть ли в стране человек, политическая фигура, неважно, какую должность он занимает, который мог бы выступить в роли объединителя нации, народа, страны? В кризисные ситуации такая фигура особенно нужна. Мне был ответ: нет, сегодня такой фигуры нет".
О нынешних руководителях Украины Де Мезьер сказал: "сейчас в Европе понятно, что Порошенко, Яценюк (…) — те фигуры, с которыми говорят, поскольку нет других. Есть проблема такая — в Европе не доверяют Порошенко и еще больше не доверяют Яценюку". При этом, по словам Де Мезьера, "Порошенко — меньшее зло" из того, кто есть на Украине.
Он считает, что рецепт лечения Украины включает в себя три компонента:
— федерализация страны;
— создание альтернативной ныне действующей власти политической оппозиции, которая могла бы выдвинуть команду и лидера, способных объединить страну;
— создание условий для экономического роста на основе сотрудничества с Россией и ЕС.
При этом, говоря о создании новой политической силы, Де Мезьер рассказал об идее европейских политиков — "чтобы три бывших президента Украины: Кравчук, Ющенко и Кучма вместе стали инициаторами создания такого нового политического направления".
Главное, подчеркнул Де Мезьер, для ЕС и Германии важно, чтобы преобразования на Украине в дальнейшем "не стоили нам много денег". У Европы свои проблемы — мигранты, возможное банкротство компании Volkswagen, банкротство Греции, ближневосточное урегулирование. На этом фоне проблема Украины представляется европейцам не слишком важной и актуальной.
"Украина уходит из заголовков газет и из политического поля ЕС", — подчеркнул Де Мезьер. Европе нужно, подытожил он, чтобы нашлась политическая сила, лидер, который сможет обеспечить решение проблем на Украине в будущем.
Как может появиться "альтернативная" Украина
По его мнению, "политическая власть низведена до уровня площади. По сути, на Украине создана пятая власть в виде "власти Майдана". И демократические принципы подчинены другой логике — решения принимаются этой "пятой властью", она контролирует политическую власть страны. С другой стороны, эта власть Майдана — это тоже обманутые люди, потому что они действуют в интересах определенного клана олигархов".
"Государственный авторитет убили два года назад эти же люди, которые сегодня пытаются управлять этим государством", — пояснил он.
С другой стороны, по словам Арбузова, экономические провалы, неумение провести экономические реформы объясняются отсутствием грамотных специалистов.
"Большая часть хороших специалистов, экономистов, политиков были люстрированы нынешней властью под давлением "пятой власти" — Майдана. Им запрещено занимать должности в правительстве и в органах власти", — сообщил Арбузов.
"Украина нуждается в таких людях, политиках, которые могут выполнить то, что обещают. Страна нуждается в экономической и политической стабильности. Но прежде всего страна нуждается в решении главного вопроса — завершении конфликта на востоке", — убежден он.
По его словам, у политической оппозиции, которая вынужденно находится в эмиграции, есть программы, разработанные еще при предыдущем правительстве:
— проведение экономических реформ (земельной, финансовой, экономической);
— постепенная децентрализация, которая позволит скрепить разнородные части страны;
— восстановление экономических связей с Россией и странами СНГ при сохранении сотрудничества с ЕС;
— проведение принципа неприсоединения, то есть независимости от НАТО с соблюдением евроориентации Украины.
"Я думаю, — сказал Арбузов, — необходимо изменить парадигму действий. Никто не должен определять вне Украины, как восстанавливать экономику и промышленность. Это мы должны делать сами, своими силами".
Чтобы на Украине появилась реальная политическая оппозиция, Европа должна изменить свое отношение к нынешнему руководству страны.
Отвечая на замечание Де Мезьера о том, что в Европе "сложилось впечатление, что украинская власть держится за идею "нас должна спасать Европа", Арбузов заметил, что "у новой власти были возможности так говорить. Потому что они уверены, что Европа их не бросит. Они чувствуют свою безнаказанность в этом смысле. Никто не критикует их, президента и правительство, за такую политику ни в стране, ни в Европе. Это порождает иждивенчество. Если политика Европы по отношению к Украине изменится, изменится и сама ситуация внутри Украины. И появятся те, кто смогут ее, Украину, возродить".