Рейтинг@Mail.ru
Горин: смысл Хануки – напомнить о победе света над тьмой - РИА Новости, 04.12.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Горин: смысл Хануки – напомнить о победе света над тьмой

Читать ria.ru в
Дзен
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин заявил, что Ханука продолжает оставаться самым популярным еврейским праздником в России и выполнять свое главное предназначение — напоминать о том, что свет всегда побеждает тьму.

МОСКВА, 3 дек — РИА Новости, Алексей Михеев. Ханука, в разные периоды успевшая побывать и религиозным, и светским праздником, продолжает оставаться самым популярным еврейским праздником в России и выполнять свое главное предназначение — напоминать о том, что свет всегда побеждает тьму, рассказал в МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Sputnik. Чтения" глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Праздник Хануки был установлен во 2 веке до нашей эры в память об очищении Иерусалимского Храма, освящении жертвенника и возобновлении богослужений после разгрома и изгнания с Храмовой горы греко-сирийских воск и их союзников. По преданию, в разграбленном храме нашелся лишь один маленький кувшин освященного масла, чтобы зажечь минору — его могло хватить лишь на один день, но чудесным образом хватило на восемь. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней.

Победы оружия или духа?

"Если плоды военной победы евреев в скором были утеряны, то плоды духовной победы — плоды дарования чуда чистого света — не могут быть утеряны никогда. Уже к началу талмудической эры ритуал возжигания светильников на Хануку стал не только главным, но и единственным ритуалом празднования: прошлые военные победы уже никого не интересовали", — рассказал Горин.

Однако к XIX веку, когда возник сионизм — политическое движение, призывающее к возрождению еврейской государственности — победа Иуды Маккавея над сирийскими греками обрела новое звучание. "Это было время "парада национализмов" в разных частях Османской и Австро-венгерской империq, идея о собственном государстве увлекла и евреев; главным смыслом Хануки стала не победа духа, а победа военная, и в наше время эти смыслы конкурируют весьма сильно", — отметил Горин.

По его словам, современному светскому израильтянину Ханука представляется весьма неудобным праздником. "Израиль — государство светское, большинство израильтян — люди, отошедшие от традиции, и для них Ханука есть некий рудимент: что это за чудо огней, как можно праздновать победу над теми, кто призывал отойти от традиционных форм еврейского общества?" Поэтому "военный" смысл праздника надолго стал практически единственным.

"Вы увидите на фотографиях 1930-40х годов, что Хануку отмечают военными играми, со щитами, на которых изображена звезда Давида", — рассказал представитель ФЕОР. Последний факт, по его мнению, представляет собой абсолютный анахронизм, так как "никакой шестиконечной звезды в качестве национального символа у евреев не было до Х века". Но и этот смысл — победы оружия — сейчас кажется "нетолерантным" и милитаризованным, а традиционная идея о победе огней — слишком религиозной. В результате праздник наполняется новыми смыслами или вообще теряет свой смысл, "соцопросы показывают, что Ханука для большинства израильтян — это пончики и другие блюда, приготовленные на масле". "Кулинарная традиция — вот все, что для многих осталось от чуда с маслом", — констатировал Горин.

"Чудо огней" не для дома, а для мира

Но секуляризацию Хануки удалось остановить знаменитому любавичскому ребе Шнеерсону. Он напомнил о том, что чудо огней — "не в доме и не для дома", что праздник должен принести миру весть о том, что "свет всегда побеждает тьму, даже если кажется, что все потеряно"; что "небольшой кувшин масла, небольшой запас веры может осветить окружающую реальность". Шнеерсон призвал своих последователей зажигать огромные меноры на площадях городов, и эта церемония совпала с зажиганием рождественских огней, став "прекрасным символом общего освещения мира".

"Ханука стала достоянием единого культурного контекста. Праздник света — вот что дает этому событию вселенский масштаб", — подчеркнул Горин. Он пожелал всем, кто собирается отмечать его в этом году, чтобы свет «действительно смог разогнать тьму — тьму невежества, тьму агрессии, тьму гордыни". "Надеюсь, что огонь ханукальных светильников проникнет нам в душу, а мы почувствуем этот свет и сможем дарить его окружающим", — заключил Борух Горин.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала