Владимир Лепехин
В среду Минфин США расширил санкции по Сирии, в результате чего в список попали президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов и банк "Русский финансовый альянс". На минувшей неделе во время саммита G20 западные лидеры, по данным агентства Рейтер, договорились продлить санкции в отношении России еще на полгода. Словом, теракты во Франции не изменили сознание политиков в большинстве стран Запада.
Лидеры этих стран не желают признавать, что Россия практически в одиночку противостоит главному врагу западной и всей мировой цивилизации, и предпочитают давить на РФ в интересах террористов "Исламского государства" (деятельность этой организации запрещена на территорпии РФ) и киевского режима (в защиту которого и были введены санкции против России), фактически объявившего ИГ своим союзником.
Экономические санкции не являются воспитательной мерой
После того как Россия включилась в борьбу с террористами в Сирии, часть оптимистично настроенных наблюдателей посчитала, что теперь в ЕС восторжествует здравый смысл и Запад отменит санкции в отношении российской экономики. Увы, пока не видно, чтобы кто-то из лидеров ЕС и США был бы признателен России за ее стремление решить проблему, несущую угрозу самому существованию Европы, которую, кстати, сегодня ни Евросоюз, ни НАТО, ни другие западные структуры решить не в состоянии.
Между тем за почти полтора года, прошедшие со дня объявления антироссийских санкций, западные политики вполне могли бы оценить их реальную эффективность.
Так, если санкции рассматривались в качестве воспитательной меры, то сегодня ясно: они не сработали, поскольку не способствовали росту лояльности россиян к киевскому режиму и к Западу как таковому. Скорее, наоборот.
Если же санкции виделись мерой, сдерживающей некие "агрессивные" устремления России, то и в этом отношении их эффект нулевой: наша страна и без санкций не собиралась и не собирается двигаться на Запад даже в ответ на назойливое продвижение оного на восток. (При том, что инициаторы санкций прекрасно понимают: агрессивных устремлений у России не было и нет; она лишь обороняется).
Получается, что санкции изначально были мерой карательной, направленной на ослабление России. И именно в таком своем назначении они будут продлены еще на полгода. Полагаю, что санкции против России будут продлеваться и дальше под предлогом нерешенности украинской проблемы, которую сам Запад, похоже, стремится заморозить.
Готовность к худшему предполагает адекватную реакцию российского руководства на любые недружественные действия Запада. И эта реакция, как я полагаю, не должна сводиться к зеркальным ограничительным мерам уже потому, что контрсанкции сами по себе ничего не дают российской экономике. Санкции плюс контрсанкции – это фактически двойная доза яда, которая может стать для России смертельной в случае, если не предпринимать серьезных усилий в экономике в надежде на скорое повышение мировых цен на нефть.
Санкции как одностороннее изменение правил игры
С моей точки зрения, введение санкций против России следует рассматривать как одностороннее и агрессивное установление Западом новых правил взаимодействия с РФ. И сегодня российское руководство стремится отреагировать на установление этих правил так, чтобы, с одной стороны, минимизировать возможный ущерб от применения к РФ карательных мер, а с другой – использовать их как повод для переориентации российской экономики. Речь о переориентации, во-первых, на внутренний рынок, во-вторых, на не-западные рынки, в-третьих (и это самое важное) с сырьевой модели на производящую.
Вопрос: что нужно делать для того, чтобы минимизировать вредоносность введенных против России карательных мер? Что может послужить противоядием?
Прежде всего, необходимо понять и признать, что США не для того инициировали санкции против России под спровоцированным ими же самими предлогом, чтобы уже через полтора-два года их отменить только потому, что РФ начала борьбу с радикальными исламистами.
Напротив, именно потому, что Россия обозначила себя главным противником глобализации мира по-американски (в которой радикальные исламисты занимают вполне конкретное и системное место), США и ЕС будут продолжать экономическое давление на РФ и дальше, расширяя круг карательных мер против нашей страны уже только в силу логики названной глобализации.
Нужно признать, что экономические санкции в отношении РФ – это не эпизод и не набор ситуативных мер, направленных на противодействие тем или иным шагам российского руководства. Это стержневой элемент глобального и долгосрочного экономического наступления на РФ, Сирию (а ранее – на Сербию, Ливию, Иран и т.п.) и другие очаги сопротивления по всему фронту современной войны, что является самым наглядным подтверждением враждебной позиции Запада по отношению к РФ на годы вперед.
Модернизация российской экономики — лучший ответ Западу
Нужно признать, что никакая, пусть даже самая благородная позиция России, выражающаяся, к примеру, в очередном спасении Европы от нацистской и террористической напасти, не изменит отношения нынешних западных политиков к РФ, ибо глобализация – это заданная программа, внести изменения в которую может только ее создатель (ведущие мировые ТНК) под влиянием событий планетарного масштаба.
Российским элитам следует как можно быстрее признать, что примирения с ключевыми западными структурами в обозримой перспективе не будет при всем нашем старании, и сегодня России нужно заняться, в первую очередь, своими внутренними проблемами. Тем более что каждый выстрел в сторону боевиков ИГ — это одновременно удар по российскому бюджету и карманам российских налогоплательщиков.
Понятно, что Россия обязана продолжить военную операцию в Сирии (хотя теперь – после "удара в спину" входящей в НАТО Турции – максимально осторожно и прагматично), но главным ответом на санкции должны стать мобилизация всей системы государственного управления и пронациональная модернизация российской экономики.
Что же касается поиска противоядия от нарастающих санкций, то таковым вряд ли могут стать столь любимые российскими фискальными органами налогово-тарифные ужесточения и вялотекущее продвижение программ импортозамещения. Ведь суть переживаемого Россией момента состоит в том, чтобы не просто отстоять свои позиции в воздухе, на земле и на море, но непременно выстоять в битве за свою экономику и социальные гарантии для большинства граждан РФ.