МОСКВА, 25 ноя – РИА Новости. Ростехнадзор готов оказывать всестороннюю поддержку египетским коллегам с целью скорейшего выполнения мероприятий по лицензированию сооружения первой АЭС в Египте, сообщил РИА Новости заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Ферапонтов.
Россия и Египет подписали 19 ноября межправсоглашение о сооружении в этой арабской республике первой АЭС в составе 4-х энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Станция будет построена на площадке в районе г.Эль-Дабаа. Подписанное соглашение фиксирует параметры первой египетской АЭС, которая будет сооружена по российским технологиям, а также дальнейшее развитие ядерной инфраструктуры в Египте.
В соглашении также прописаны вопросы обеспечения будущей АЭС ядерным топливом, обязательства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту энергоблоков АЭС. Документ также регулирует вопросы обращения с ОЯТ, подготовки персонала АЭС, оказания поддержки в совершенствовании египетской национальной системы норм и правил в области атомной энергетики и ядерной инфраструктуры.
"Строительные работы на площадке должны начаться в 2016 году. У египетского органа регулирования весьма ограниченное время на проведение всех мероприятий, необходимых для выдачи лицензии. В России при наличии действующего референтного блока АЭС работы по лицензированию на этапе размещения занимают до 1 года. Решение на выдачу лицензии принимается, в том числе и на основании результатов экспертизы безопасности, которую по заданию Ростехнадзора выполняют его организации научно-технической поддержки, в частности Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности", — сказал он.
Представитель Ростехнадзора отметил, что у египетского органа регулирования ядерной и радиологической безопасности есть серьезный опыт, который касается эксплуатации двух исследовательских реакторов, построенных в свое время СССР и Аргентиной. Кроме того, аргентинцы возвели в Египте завод по фабрикации топлива для своего реактора.
"Понятно, что в стране есть ядерная медицина, в которой использование изотопных источников осуществляется под надзором органа регулирования. Но никогда у египтян не было опыта строительства и эксплуатации энергетических реакторов, а надо сказать, что АЭС — это серьезная инфраструктурная вещь, которая становится прорывной для любой страны. Ведь при сооружении АЭС по российскому проекту в контракт на сооружение закладывается достаточно высокий уровень локализации, а это означает масштабное вовлечение местной промышленности, создание тысяч рабочих мест. Орган регулирования впервые будет выдавать лицензию на размещение атомной станции, и нужны специалисты и по геологии, в том числе по сейсмике, метеорологи и другие. Мы понимаем, что поддержка со стороны Ростехнадзора потребуется не только в части совершенствования нормативной базы, но и в передаче практического опыта лицензирования", — отметил Ферапонтов.
Российские специалисты готовы помочь египетским партнерам и на этапе сооружения АЭС, оказывая поддержку в надзоре за качеством выполнения работ на площадке и изготовления длинноциклового оборудования АЭС.
Ростехнадзор и МАГАТЭ
Алексей Ферапонтов отметил, что в последнее время МАГАТЭ уделяет особое внимание вопросам развития ядерной инфраструктуры в странах-новичках. Одним из важнейших элементов этой инфраструктуры является компетентный, независимый в принятии решений по вопросам безопасности орган регулирования. Ростехнадзор активно вовлечен в эту сферу деятельности Агентства.
"Россия является одной из ведущих мировых стран с развитой ядерной отраслью. Страна не только использует ядерную энергию, но и активно продает свои технологии. Росатом строит АЭС по всему миру, передавая партнерам свои накопленные знания по технологии, а Ростехнадзор делится со всеми, кому это необходимо, опытом регулирования безопасности при эксплуатации реакторов советского – российского дизайна", — сказал Ферапонтов.
Он отметил, что в надзорной деятельности важно учитывать специфику промышленности, уже действующих норм регулирования, состояние экономики в целом и даже климатические особенности тех стран, с которыми ведется работа по возведению АЭС российского дизайна, прежде всего с реакторами ВВЭР.
"К примеру, мы приходим со своим реактором в Иран. У нас в России нет пылевых бурь, и соответственно нет требований к проектам АЭС в части учета воздействия такого климатического явления. А в Иране пылевые бури есть, и наши иранские коллеги среди критериев безопасности, которые они предъявляют к станции, отмечают необходимость учета в проекте пылевых или песчаных бурь", — сказал замглавы Ростехнадзора.
Он напомнил, что отечественный атомный надзор взаимодействует с иранскими коллегами по первому блоку АЭС "Бушер" с конца 1990-х годов. Фактически, первая иранская АЭС была построена в соответствии с российскими требованиями по безопасности. «Сегодня иранцы собираются строить новые блоки, у них возникла потребность в переработке ряда нормативных документов, в том числе и с учетом аварии на АЭС "Фукусима-1". Мы в России эту работу начали уже давно, поэтому наши иранские коллеги к нам и обратились за поддержкой. Конечно, мы помогаем им в создании национальной нормативной базы, соответствующей рекомендациям МАГАТЭ. Правительство наделило Ростехнадзор полномочиями по оказанию поддержки в становлении органов регулирования в странах, принявших решение о сооружении АЭС по российским проектам. И мы готовы делиться своим опытом и знаниями в полном объеме», — сказал Ферапонтов.
Он также отметил, что в 2016 года Ростехнадзор планирует выпустить новую редакцию документа верхнего уровня, устанавливающего цели, ориентиры и основные критерии безопасности, а также основные принципы и характер технических и организационных мер, направленных на достижение безопасности – Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ).
"Его обсуждение шло последние 2,5 года, сейчас документ находится на последнем этапе согласования. Думаю, что он будет выпущен не позднее второго квартала 2016 года. ОПБ учитывают все современные достижения науки и техники, а также соответствующие рекомендации МАГАТЭ", — сказал Ферапонтов.
Говоря о том, какими проектами может гордиться атомная отрасль России, Ферапонтов отметил недавний пуск третьего энергоблока Ростовской АЭС, который удалось осуществить на два месяца раньше графика, благодаря, в том числе, качественной работе подразделений и специалистов Ростехнадзора.
Также он отметил успешную реализацию ФЦП по ядерной и радиационной безопасности, в рамках которой силами предприятий Росатома удалось существенно сократить накопленное ядерное наследие. "Специалисты Ростехнадзора принимали участие во всех работах в рамках этой ФЦП. Наши организации научно-технической поддержки участвовали в научных обоснованиях и исследованиях по вопросам безопасности, Ростехнадзор осуществлял лицензионное сопровождение проектов на всех важных объектах, в частности проекта по ликвидации промышленного уран-графитового реактора на СХК. Мы принимали участие в решении вопросов переполнения пристанционных хранилищ ЯТ и во многих других важнейших проектах", — пояснил Ферапонтов.
Безопасность сегодня
По словам замглавы Ростехнадзора, сегодня особое внимание уделяется антитеррористическим мероприятиям. "У нас есть специальные требования к физической защите и учету и контролю ядерных материалов, существует специальное управление в Ростехнадзоре, которое занимается этими вопросами системно, в том числе и проводя регулярные тренировки инспекторского состава. Опыт Ростехнадзора в этой области востребован и на международном уровне. МАГАТЭ активно приглашает сотрудников Ростехнадзора для чтения лекций на международных курсах обучения по этой тематике", — отметил Ферапонтов.