Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
После теракта на борту самолета Airbus A321 "Когалымавиа" Россия приняла дополнительные меры и реализует новый план воздушной операции против ИГ в Сирии. Дополнительно привлечены 25 самолетов стратегической авиации Ту-22М3, Ty-160, Ту-95МС, а также восемь фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые наносят массированные ракетно-бомбовые удары по объектам ИГ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор.
Если кто-то не понял значения первого залпа "Калибра", это не операция принуждения к миру, а протяженная во времени программа полного уничтожения террористической группировки ИГ.
Жесткая реакция
Ни один выпад в адрес России не останется без возмездия. Активность российской группировки ВКС в Сирии увеличена в два раза. Только в первые сутки нового этапа воздушной операции совершено 127 боевых вылетов по 206 объектам террористов. Применяются высокоточные крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности.
Первым авиаударом 34 крылатыми ракетами 17 ноября уничтожено 14 объектов ИГ. Стратегическая авиация применяется для значительного увеличения боевой эффективности российской группировки в Сирии, силами которой с 30 сентября выполнено около 2300 боевых вылетов.
С 17 ноября экипажи российских стратегических ракетоносцев действуют за тысячи километров от аэродромов базирования в Энгельсе и Моздоке.
Однако не вполне корректно говорить о боевом крещении Ту-160 и Ту-95МС в Сирии. Эти самолеты и экипажи, сменяя друг друга, постоянно несут боевое дежурство в различных районах планеты. То есть уже много лет они выполняют боевые задачи со стратегическим оружием на борту. В Сирии дальняя авиация лишь подтвердила высокий профессионализм летного состава, надежность и эффективность оружия и техники.
Чтобы все бомбы и ракеты попадали точно в цель и не страдало мирное население, разведку инфраструктуры ИГ на территории Сирии ведут 10 спутников МО РФ, их орбиты скорректированы для съемки территории с необходимой периодичностью.
И эта работа выявила много интересного в раскладе сил на Синайском полуострове. Однако Россия действует в легитимном поле и пока не рассматривает силовые варианты (нанесение ударов) в отношении стран, поддерживающих терроризм финансово.
ВМФ, союзники и партнеры
В составе оперативного соединения ВМФ в восточной части Средиземного моря гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) "Москва" прикрывает авиабазу в Сирии с морского направления, обеспечивает боевую устойчивость кораблей и судов, выполняющих задачи в интересах САР.
После терактов 13 ноября в Париже президент России Владимир Путин поручил министру обороны и начальнику Генерального штаба разработать с французскими коллегами — как с союзниками — план совместных действий по Сирии на море и в воздухе. Командиру ГРКР "Москва" также поручено установить связь с командованием французской корабельной группировки во главе с авианосцем "Шарль де Голль" в Средиземном море.
И если Пентагон может задействовать американский авианосец Harry Truman в Средиземном море для совместной воздушной операции с французскими коллегами вполне традиционно, то российско-французское военно-морское взаимодействие в зоне вооруженного конфликта — явление принципиально новое.
О нанесении ракетно-бомбовых ударов дальней авиации Россия заблаговременно проинформировала командование Военно-воздушных сил США и других партнеров.
К сожалению, и другие страны Запада пытаются использовать ИГ в своих целях, поделить террористов на хороших и плохих. По-прежнему существуют значительные разногласия, и все же взаимодействие и сам факт заочной дискуссии свидетельствуют об осознании партнерами реального потенциала России, о потеплении политического климата.
Операция ВКС России поддерживает сухопутную наступательную операцию Вооруженных сил САР и позволила сирийским войскам перейти в наступление. Вопреки слухам, о российской сухопутной операции по-прежнему речи не идет. Действия российских воздушно-космических сил в Сирии с 30 сентября 2015 года — точечные удары по позициям ИГ.
Применение стратегической авиации против террористов — не российское изобретение. Ранее на Ближнем Востоке США использовали стратегические бомбардировщики-невидимки В-2 для нанесения ударов по объектам талибов в Афганистане. Самолеты прилетали в зону боевых действий из Северной Америки без посадок, с дозаправкой в воздухе. После бомбового удара возвращались на базу в США.