Петербургский метрополитен (до июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) — система внеуличного скоростного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Перспективы строительства подземной железной дороги в Петербурге обсуждались еще в XIX веке, первые проекты метрополитена появились в 1880-х годах, на рассмотрение Городской думы к 1917 году было выдвинуто около двух десятков проектов, но ни один из них не был реализован.
К вопросу о создании городской "подземки" вернулись в конце 1930-х годов. В 1941 году в Ленинграде (такое название город носил с 1924 года) начались первые работы по строительству метрополитена, но в связи с началом Великой Отечественной войны были законсервированы и возобновились только в мае 1946 года.
В декабре 1946 года состоялся первый тур конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди строительства Ленинградского метрополитена.
Проектированием и строительством метро занимались Управление строительством ленинградского метрополитена "Ленметрострой" и институт "Ленметропроект". В первую очередь планировалось строительство Кировско-Выборгской линии метро, осуществлявшей транспортную связь между всеми городскими железнодорожными вокзалами.
Во время обсуждений проектов ленинградскими архитекторами постепенно был выработан единый подход к оформлению станций.
В его основе лежал принципиальный отказ от стилистики московского метрополитена и ориентация на классическую традицию петербургско-ленинградской архитектурной школы.
14 ноября 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену было присвоено имя Владимира Ленина, на следующий день, 15 ноября 1955 года, введена в эксплуатацию первая очередь Ленинградского метрополитена от станции "Автово" до станции "Площадь Восстания" протяженностью 10,8 километра, начались регулярные пассажирские перевозки.
В 1957 году началось внедрение радиовещания на поездах, в 1958 году впервые в стране на метрополитене начались работы по автоматизации управления поездами.
Во второй половине 1950-х годов — в 1960-х годах был введен в строй второй участок Кировско-Выборгской линии от площади Восстания до Финляндского вокзала; станции второй очереди от "Московской" до "Петроградской", а также открыто движение по третьей линии метро — Невско-Василеостровской — от "Площади Александра Невского" до "Василеостровской".
Проекты отбирались так же как и при сооружении первой очереди метрополитена на конкурсной основе. В этот период в Ленинграде была разработана и впервые использована в практике отечественного метростроения конструктивная схема "станции с автоматическими дверями" так называемый "горизонтальный лифт". "Парк Победы" — первая из построенных станций подобного типа. Всего таких станций построили десять.
В 1970-х годах от проведения конкурсов отказались. Большинство проектов создавалось непосредственно в институтах "Ленметропроект", "Ленпроект" и "ЛенЗНИИЭП" в качестве плановых заданий. К практике проведения открытых конкурсов вернулись лишь в 1987 году при проектировании одного из участков новой пятой Фрунзенско-Приморской линии метро.
В 1970-1980-х годах существующие линии метрополитена были продлены в направлении новых городских районов. Активно внедрялись новые конструктивные разработки ленинградских архитекторов — односводчатые станции со сборным железобетонным сводом, обжатым в породу ("Политехническая", "Площадь мужества"), и станции колонного типа, в основе технологической схемы которых лежит принцип предварительного напряжения несущих конструкций, обжатых в породу ("Выборгская", "Лесная", "Академическая").
В 1976 году на станции "Технологический институт" была смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и среднего зала станций.
Вторая половина 1980-х — начало 1990-х годов ознаменованы в истории метрополитена обширным строительством и открытием четвертой Правобережной линии.
1 июля 1992 года Ленинградский метрополитен имени В.И. Ленина переименован в Петербургский метрополитен.
В июне 1995 года Петербургский метрополитен внедрил первую очередь системы прохода пассажиров в метрополитен по магнитным картам, в 1999 году в Петербургском метрополитене появилась первая сотовая сеть, в 2004 году была запущена технология бесконтактных смарт-карт (БСК).
В последние годы уделяется большое внимание внедрению комплексной автоматизированной системы информационной поддержки антитеррористической защищенности метрополитена (КАСИП АЗМ). В период с 2006 по 2009 год был реализован первый пусковой комплекс. Он включал в себя системы видеонаблюдения, контроля доступа, охранной сигнализации, единой цифровой радиосвязи, волоконно-оптической сети. В 2008 году создан "Ситуационный центр" (СЦ) Петербургского метрополитена, предназначенный для централизации информационных потоков, управления и контроля радиосвязи, видеонаблюдения, доступа, сигнализации вентиляционных шахт и других систем.
В декабре 2009 года был введен в эксплуатацию участок метрополитена от станции "Садовая" до станции "Волковская". В 2009 году была открыта станция "Звенигородская", в 2010 году — станция "Обводный канал". В 2011 году в Санкт-Петербурге была открыта самая глубокая станция в России "Адмиралтейская", в 2012 году — станции "Бухарестская" и "Международная".
22 октября 2013 года на третьей линии началась ежедневная эксплуатация первого состава из вагонов нового поколения — поезда проекта "НеВа", совместного продукта чешской компании "Шкода Транспортэйшн" и ОАО "Кировский завод".
27 января 2015 года ГУП "Петербургский метрополитен" реализовал первый в России проект внедрения на турникетах метро платежной технологии MasterCard PayPass, позволяющей оплатить проезд с помощью банковской карты, смартфона или другого устройства.
На сегодняшний день в петербургском метро пять линий, 67 станций, семь пересадочных узлов, шесть электродепо.
Эксплуатационная длина линий — 113,6 километров. Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций.
В начале 2014 года правительством Санкт-Петербурга была утверждена программа развития метрополитена до 2020 года, которая включает в себя строительство 13 новых станций, 25 километров тоннелей и одно электродепо.
Чистая прибыль Петербургского метрополитена в 2014 году составила 339 миллионов рублей, было перевезено 763 миллиона пассажиров.
Начальником ГУП "Петербургский метрополитен" с 1990 года является Владимир Гарюгин.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников