МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости. Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: самолет Airbus A321 компании "Когалымавиа", выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, вылетел в 6.51 мск и через 23 минуты после взлета пропал с радаров. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа — все они погибли.
Что произошло
По данным ресурса Flightradar24, отслеживающего перемещение воздушного транспорта в реальном времени, самолет А321 "Когалымавиа" перед крушением внезапно начал терять вертикальную скорость после некоего "существенного события".
В 4:13:19 (UTC) с лайнером произошло что-то, что в два раза сократило его вертикальную скорость падения на высоте 29,75 тысячи футов. Самолет стал падать, максимальная величина падения доходила до 24,96 тысячи футов. При этом данные по высоте перестали обрабатываться Flightradar на уровне 30,67 тысячи футов при скорости падения 20,352 футов в минуту.
"Начиная с 04:13:31 (UTC) до последнего полученного сигнала из самолета в 04:13:39 (UTC) мы получали данные высоты самолета через датчик GPS… В данном случае мы видим их только в данных того, как произошло существенное событие, и самолет начал быстро снижаться", — сообщает Flightradar.
Расследование
Каир сразу после катастрофы уведомил все заинтересованные страны о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее вошли специалисты из пяти стран: России, Египта, Франции, Германии и Ирландии. Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.
"Мы не хотим проявлять поспешность в следствии по делу о российском самолете. Египет ничего не будет скрывать, потому что это людские жертвы, и мы дорожим ими", — заявил журналистам президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси.
Британские СМИ сообщили со ссылкой на источники, участвующие в расследовании авиакатастрофы, что она могла произойти из-за взрывного устройства, которое могло быть установлено непосредственно перед взлетом в грузовом отсеке российского лайнера. Некто, имеющий доступ к багажному отсеку самолета, мог поместить взрывное устройство сверху или внутри багажа перед взлетом самолета. В связи с этим правительство Великобритании запретило местным авиакомпаниям летать в Шарм-эш-Шейх и порекомендовало гражданам воздерживаться от любых поездок в этот город.
Ответ России
С 6 ноября в России также был введен запрет на воздушные перевозки в Египет. Туроператорам и турагентствам было рекомендовано приостановить продажу туров. Под запрет попали курорты Красного моря и Каир. На момент закрытия перевозок пассажиров в Египте находились около 80 тысяч россиян. Сейчас самолеты летают из России пустыми, забирая туристов из страны. Всего было продано 140 тысяч путевок на период до марта 2016 года.
По расчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), ущерб туристическому бизнесу в России, по предварительной оценке, может составить около 200 миллионов долларов при условии, если введенный властями РФ запрет на полеты в Египет сохранится больше двух-трех месяцев. Главные причины убытков, по мнению АТОР, — это отказ египетских туроператоров и отелей возвращать деньги или засчитывать их в качестве будущей предоплаты за несостоявшийся отдых туристов, а также требования многих клиентов вернуть средства.
Россияне меняют места отдыха
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович (возглавляющий оперативный штаб по вопросам, связанным с временной приостановкой авиасообщения с Египтом) 7 ноября заявил, что около 20-30% туристов соглашается с заменой места отдыха с Египта на Турцию, остальные предпочитают отложить поездку или получить деньги. "Что касается туристов, которые ранее планировали полететь в Египет, то, по нашей информации, постепенно связь с туроператорами налаживается, начинается обсуждение возможных путей решения проблем. Часть туристов, порядка 20-30%, по имеющимся оценкам, соглашается с изменением места отдыха, прежде всего, с заменой на Турцию по предоставленной сегодня коллегами информации", — сказал Дворкович журналистам.