МОСКВА, 12 ноя — РИА Новости. Ускорение темпов падения продаж новых автомобилей в России в годовом выражении в четвертом квартале текущего года является фактором риска для ВВП, говорится бюллетене департамента исследований и прогнозирования ЦБ.
"Эффект высокой базы конца 2014 года сулит ускорение темпов падения рынка новых автомобилей в оставшиеся месяцы 2015 года в годовом выражении. Это, вероятно, негативно повлияет на динамику всех розничных продаж в годовом выражении в четвертом квартале 2015 года, являясь фактором риска для ВВП", — говорится в исследовании.
Согласно данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих машин в России в октябре 2015 года снизились на 38,5% в годовом выражении, до почти 130 тысяч машин. В сентябре продажи снизились на 28,6%. "Ускорение темпов падения в годовом выражении объясняется резкими изменениями рынка в прошлом году: проседанием с апреля на фоне кризиса и ростом с сентября, когда стартовала государственная программа поддержки спроса и наблюдался повышенный спрос на автомобили на фоне быстрого снижения курса рубля", — объясняет ЦБ.
По мнению исследователей регулятора, в помесячной динамике продаж в 2015 году нет резких колебаний, и она вполне соответствует картине предкризисного 2013 года. "Можно предположить, что произошел структурный сдвиг вниз в производстве и потреблении автомобилей и сформировалось новое равновесие на более низком уровне", — отмечается в бюллетене. В текущий ситуации темпы прироста доли машин местного производства в этом году были наиболее высокими, замечает Центробанк.
При этом авторы исследования обращают внимание на понижение доступности автомобиля для среднестатистического покупателя из-за роста рублевых цен на машины и отсутствия роста реальных денежных доходов потребителей. "Можно ожидать, что потребители станут гораздо реже менять свои автомобили на новые, а также что вырастет доля покупок первого автомобиля по более доступной цене на вторичном рынке. Перспективы роста рынка по-прежнему выглядят неопределенными", — констатирует регулятор.