Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дальнобойщики протестуют: почему к ним стоит прислушаться

Дополнительная плата за движение по федеральным трассам вызовет удорожание грузовых перевозок, что приведет к повышению цен на товары первой необходимости, утверждают экономисты, с которыми беседовал Владимир Ардаев.

Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Утром 11 ноября в разных регионах страны сотни большегрузных автомобилей выстроились на федеральных трассах. Масштабы этой акции пока трудно определить, но, по утверждению местных СМИ, в некоторых регионах на дорогах встали до 500 автомобилей. Так их водители выразили несогласие с решением правительства о введении специальной платы за движение грузовиков по этим трассам.

Дальнобойщики. Архивное фото
Дальнобойщики центра России протестуют против платы за проездТак в Липецке 50 машин протестовали в районе "Ашана", 30 - в районе хладокомбината и еще 40 на трассе. Машины стояли вдоль дороги, не перекрывая движение.
Правительство решило ввести такую плату еще летом 2013 года. Постановление вступило в силу с 1 ноября 2014-го. Согласно ему, пользование всеми транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн на автодорогах федерального значения облагается сбором в размере 3,5 рубля за каждый километр пути. Определено, что это — плата в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузными автомобилями. Отслеживание движения машин по трассам должно производиться с помощью специальной системы "Платон", которая должна заработать к 15 ноября 2015 года, поэтому до сих пор плата не взималась.

На деле это означает следующее. Для того чтобы, например, привезти из Тулы в Москву фуру с овощами, хозяину машины придется заплатить дополнительно порядка 700 рублей, а если везти груз, скажем, из Орла, то вдвое больше. По подсчетам самих перевозчиков, только аванс, который им придется вносить в начале каждого месяца, составит примерно 15% их месячного оборота.

Владельцы грузовиков встретили нововведение в штыки. В адрес премьера и президента полетели жалобы. Но по-настоящему массовая акция протеста прошла лишь год спустя после решения правительства.

Поскольку размер платы индексируется в соответствии с изменением индекса потребительских цен, то сейчас, к моменту пуска системы "Платон", он должен был составить уже 3,73 рубля. Чтобы сдержать нарастающие протесты транспортников, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, опубликованное во вторник, 10 ноября. Согласно ему, ставка сбора до конца февраля следующего года равна 1,53 рубля, однако уже с 1 марта и до конца 2018 года она будет равняться 3,06 рубля.

На следующий день фуры выстроились вдоль федеральных трасс.

"Правительство подталкивает нас к повышению тарифов"

Большегрузный транспорт. Архивное фото
Глава ФНПР: сборы с большегрузов неоправданны, протесты - верный шагВ стране действует транспортный налог и налог на бензин, средства от этих сборов идут на строительство дорог, заявил лидер Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Он выразил недоумение тем, что для этих целей могут ввести еще один налог.
"Хотя мы давно и основательно готовились к масштабной акции протеста, решение начать ее утром в среду было принято в течение менее суток. Мы постарались уведомить местные власти во всех регионах, и в итоге всё прошло очень организованно и без происшествий. Сотрудники ГИБДД обеспечили порядок, им помогали наши дружинники. Противодействия мы почти нигде не встретили, зато поддержку получили, и порой неожиданную. Например, на участке трассы М5 "Урал", ведущей из Москвы в Рязань, к нам примкнули водители эвакуаторов, "на всякий случай" вызванных дорожной полицией", — рассказывает председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов.

По его словам, в акции приняли участие водители большегрузных автомобилей не менее чем в 40 субъектах федерации. Например, по разным данным, на трассу М4 "Дон" под Москвой выехали от 80 до 300 грузовиков, примерно столько же на трассу М5 "Урал"; на дорогу Москва — Крым в Белгородской области — около 150 автомобилей, до 400 фур выстроились у въезда в Новосибирск.

"Мы протестуем против грузового сбора и против самой системы "Платон", которую считаем далеко не совершенной. Вводя дополнительную плату, правительство подталкивает нас к повышению тарифов на грузовые перевозки, а это неминуемо приведет к резкому повышению цен практически на все потребительские товары, включая предметы первой необходимости", — говорит Александр Котов.

Несмотря на то что за последние несколько лет в стране подорожали дизельное топливо, запасные части, расходные материалы и комплектующие для грузовиков, тарифы на грузовые автоперевозки в стране почти не менялись — об этом свидетельствуют и данные Роскомстата. Но такая ситуация не может сохраняться долго, убеждены в МПВП.

За все платит потребитель

"Любое повышение цен на логистику отзывается на карманах конечного потребителя — то есть покупателя. Ни транспортники, ни производители продовольствия и промышленных товаров для населения взять эти расходы на себя не могут — они просто "вылетят в трубу", — говорит экономист, доцент Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А.Тимирязева Игорь Абакумов.

По его словам, московские предприятия-переработчики сельхозпродукции сегодня вынуждены получать продукцию с полей и ферм из мест, удаленных от столицы до 500 километров. В итоге до 15% цены на продукты питания составляют именно транспортные затраты. Меры, предпринимаемые правительством, не способствуют удешевлению логистики — так, тарифы на железнодорожные грузоперевозки существенно возросли, и ограничение, согласно которому по федеральным трассам могут двигаться автомобили не тяжелее 40 тонн, также не способствовало снижению стоимости перевозок.

Если рассмотреть ситуацию на примере такого обычного и необходимого продукта, как молоко, то дополнительные 3,5 рубля с километра способны поднять цену каждого пакета до 10%. Правда, более дорогие молочные продукты могут подорожать меньше — примерно на 5%, утверждает эксперт в области молочной промышленности Татьяна Рыбалова.

Пункт приема платы за проезд. Архивное фото
Водители фур в Сибири поддержали акцию против платы за проездВодители протестуют против сбора платы за вред автомобильным дорогам федерального значения грузовиками массой более 12 тонн. Фуры выстроились вдоль трассы на выезде из Ачинска, на трассе Омск - Новосибирск.
"Сейчас мы живем в условиях падения спроса. В том числе и на продукты первой необходимости, включая молочные — например, спрос на специализированное детское молоко упал примерно на 30%. Причина того — снижение реальной покупательной способности населения. И это мотивирует всех участников производственной цепочки сдерживать рост цен и даже понижать их, потому что падение объемов приводит к повышению себестоимости продукции. И дополнительное удорожание логистики очень больно бьет по предприятиям отрасти", — рассказывает она.

Такая картина, по словам Татьяны Рыбаловой, в той или иной степени наблюдается во всех регионах. Ничего хорошего это не сулит: если цены будут расти, то спрос продолжит падать, а темпы роста экономики в отрасли будут замедляться. Как и во всех других отраслях.

"Дороги надо не ремонтировать, а строить"

Правительство вводит дополнительную плату за движение грузовиков по важнейшим дорогам общего пользования тоже не от хорошей жизни. Бюджет на ремонт и восстановление автодорог формируется из средств, поступающих от сбора транспортного налога, которым облагаются все автовладельцы. В каждом регионе его размер разный, однако в Москве, например, ставка транспортного налога не поднималась с 2013 года — в то время как себестоимость ремонтно-восстановительных дорожных работ постоянно растет.

Вот и решено переложить немалую часть налогового бремени на тех, кто в основном и разрушает дорожное покрытие — владельцев тяжелого большегрузного автотранспорта. Однако и эта мера, как видим, влечет новую цепь проблем, не говоря уже об организованных протестах, на которую она наталкивается. Но ведь и дороги ремонтировать надо — где же выход?

Проблему не решить без серьезных капитальных вложений в развитие и укрепление дорожной сети, убежден Игорь Абакумов.

"Вся проблема только в одном — в низком качестве наших дорог. Почему они страдают от грузовиков? Да только потому, что не обладают дополнительным запасом прочности. По германским автобанам и по американским шоссе ездят гораздо более тяжелые фуры, чем у нас, и дороги от этого не разрушаются. Наши дороги приходится ремонтировать почти каждый год, и все равно очень скоро даже на федеральных трассах появляются колеи, колдобины, выбоины… Этот тришкин кафтан можно латать до бесконечности", — говорит экономист.

Слов нет, строительство надежных современных трасс ведется, но пока весьма фрагментарно и носит в основном демонстрационный характер, отмечает он.

Популярные комментарии
а те деньги что были заложены в стоимость топлива,куда подевались?
11 ноября 2015, 19:58
А может просто стоит изначально строить нормальные дороги, не требующие дорогостоящего ремонта каждый год? И когда наконец прекратят решать свои проблемы за счет и так нищего населения страны!? И когда наконец министры в правительстве начнут решать проблемы, включив свои мозги, а не за счет скудного содержимого кармана потребителя? Ответов скорее всего не будет, потому что мозги у правительства в дефиците, и поэтому проще в очередной раз залезть населению в карман.
11 ноября 2015, 20:03
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала