Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глава Минтранса Крыма: паром в Керчи будет актуален после ввода моста

Министр транспорта Крыма Андрей Безсалов рассказал в интервью РИА Новости о перспективах "белого флота" и морских перевозок Крыма в целом, о планах по созданию вертолетной авиации и кардинальному обновлению парка общественного транспорта полуострова.

Министр транспорта Крыма Андрей Безсалов рассказал в интервью РИА Новости о перспективах "белого флота" и морских перевозок Крыма в целом, о планах по созданию вертолетной авиации и кардинальному обновлению парка общественного транспорта полуострова.

— Транспортная отрасль наравне с другими сферами экономики Крыма значительно изменилась за последний год. Что она представляет собой сегодня?

— Транспортная отрасль Крыма — это на сегодня 13 предприятий, 18 тысяч работающих. В частности, это автономная некоммерческая организация "Морская дирекция". Она недавно вошла в этот список. Решением Совета министров Крыма 85% акций уставного капитала перешли в ведение Минтранса республики. Оставшаяся часть будет передана Минтрансу в ближайшее время, тогда мы сможем полностью управлять Керченской паромной переправой.

Еще одно предприятие можно отметить. Это ГУП "Крымские морские порты" — три с половиной тысячи человек персонала, восемь филиалов. Грузопоток из-за санкций в 2014 году упал более чем в пять раз по сравнению с наиболее удачным для портов Крыма в составе Украины 2012 годом, когда грузопоток через них не превышал 12-13 миллионов тонн в год. Поэтому предприятие сейчас испытывает не лучшие времена. Сегодня оно оптимизирует структуру расходов, в Крым приехали опытные портовики из российских портов, проводится также отбор квалифицированного крымского персонала.

— Как власти планируют развивать морские перевозки?

— Сегодня мы вынуждены искать компромисс между желанием раз и навсегда решить транспортную проблему Крыма с помощью Керченской паромной переправы и пониманием того, что через три года будет построен транспортный переход, который сведет на нет все вложения в транспортной цепочке.

Но даже после постройки моста не исчезнет необходимость перевозки опасных грузов, например, топлива. Помимо прочего, часто оказывается дешевле осуществлять перевалку массовых сыпучих грузов или строительных инертных материалов через морские порты. Перевозка негабаритных или тяжеловесных грузов будет также происходить морским путем в обход моста, возможно, с использованием нынешней паромной переправы. Пассажирские перевозки переправой после постройки перехода, очевидно, потеряют смысл.

— Определена ли специфика каждого конкретного порта Крыма?

— Основным портом для перевалки грузов будет Керченский порт, включая существующие торговый и рыбный порты.
Порты Ялты — здесь сохранится грузовой порт, так как другого способа доставки стройматериалов в район южного берега Крыма (ЮБК) нет. Существующая ныне портовая зона в самой Ялте будет использоваться для приема яхт и пассажирских судов.
Порт Евпатории видится преимущественно как туристический порт, как место морского туризма и развития морских видов спорта.
Есть интересные предложения по развитию логистических центров в порту Феодосии. Как бы эффективно ни работала Керченская паромная переправа, всегда будут возникать простои из-за штормов, из-за сложной ледовой обстановки и т.д. Торговые сети должны иметь запас товаров первой необходимости на зимний период. Создание складов — это то, что Крыму будет необходимо всегда. Крым обладает большим потенциалом вывоза сельхозпродукции на материк. Пример этого года — миллион тонн зерна, произведенного в Крыму.

Кроме того, Феодосия может в перспективе стать центром морских круизов. Этот порт может принимать суда большого водоизмещения. Это курорт, исторически интересный город, предназначенный для туризма. Очевидно также, что и существующая в Феодосии нефтебаза сохранит свое стратегическое значение.

— Все ли вопросы собственности в портах уже решены?

— Нет, это большая работа и большая проблема. Идет работа вместе с Минимущества Крыма по кадастровому учету земельных участков в портах. Надеемся к концу года завершить основную часть работы по определению сухопутных границ портов.

Упорядочение имущественных отношений — сложная задача, но я думаю, что в течение этого и 2016 года мы эту проблему закроем.

Параллельно ведется работа по установлению морских границ морпортов. До настоящего времени не установлены границы порта Евпатория, что связано с большим количеством согласований причастных организаций и учреждений.

— Согласны ли вы с утверждением предпринимателей, которые пользуются услугами крымских портов, что тарифы за портовое обслуживание судов слишком высоки? Вероятно, дороговизна не лучшим образом сказывается на объемах грузопотока.

— Мы часто слышим претензии, даже в суд на нас подают с требованиями снизить портовые сборы (за эксплуатацию государственного имущества портов). Сегодня идет анализ экономики портов в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), однако пока ФАС не заняла определенной позиции по этому вопросу.

Что касается коммерческой составляющей, управления тарифами на услуги портов, мы всегда готовы идти на компромисс с грузовладельцами. Есть испытанная система: грузовладелец гарантирует поэтапное увеличение объемов перевалки грузов — порты дают понижающие коэффициенты для каждого этапа. Чем больше грузов, тем дешевле обходится обработка одной тонны. Пока ни один из грузовладельцев, которые жаловались на наши тарифы, не дал нам свои предложения по увеличению грузопотока.

— Контейнерные перевозки в Крыму не применяются. Каковы перспективы этого вида перевозок?

— Контейнерные перевозки совершенно необходимы, это постепенно станет приоритетным направлением. Потенциал Крыма — в год около 200 тысяч TEU (около 5 миллионов тонн грузов в год; TEU — условная единица измерения контейнерооборота — ред.). С технической точки зрения такой объем переработает существующий терминал в Севастополе — там есть соответствующая инфраструктура.

Порт Феодосии тоже очень хорошо подходит для контейнерных перевозок — здесь есть необходимые подходные пути, железная дорога. Кроме того, перевалка контейнеров в порту Феодосии обеспечит минимальное загрязнение этого курорта по сравнению с другими грузами.

— Рост пассажиропотока через аэропорт "Симферополь" налицо, есть ли перспективы авиаперевозок внутри региона?

— Предприятие "Универсал-Авиа", существующее на базе аэропорта "Заводское" (район Симферополя), — преимущественно вертолетное предприятие. На сегодня предприятие обладает парком в восемь вертолетов МИ-8МТ. Я совершенно уверен, что это перспективный вид транспорта как для осуществления грузоперевозок, так и пассажирских, служебных. Это перевозка рабочих вахтовым методом, сотрудников МЧС и МВД и, разумеется, туристов.

Предприятие сохранило в хорошем состоянии взлетно-посадочные полосы, средства навигации, ремонтные цеха, оно имеет лицензии для работы. Практика 2015 года показала, что полеты туристов на вертолетах будут, скорее всего, производиться из аэропорта "Симферополь" из-за соображений удобства пассажиров. Поэтому аэропорт "Заводское" будет развиваться преимущественно как служебный аэропорт. Большое значение мы придаем возрождению летной школы ДОСААФ на базе этого предприятия.

— Во времена СССР в Крыму было хорошо развито морское сообщение между городами полуострова и Черноморским побережьем Кавказа. Есть ли планы по возрождению этого направления?

— "Белый флот" — прибрежная перевозка пассажиров — важное направление деятельности "Крымских морских портов". Совершенно очевидно, что этот вид бизнеса необходимо восстанавливать. Это не благотворительность — на этом можно и нужно зарабатывать.

Помехой для развития этого направления является, прежде всего, катастрофическое состояние причалов. На сегодня завершено их обследование — более половины крымских причалов не пригодно к эксплуатации, их необходимо ликвидировать и строить новые.

Программа восстановления причалов прописана в федеральной целевой программе (ФЦП) развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Уже заключен договор с компанией-проектировщиком, они представят технические решения по их восстановлению.

Строительно-монтажные работы планируются в 2016-2017 годах. Будут восстановлены 12 причалов Большой Ялты, работы также коснутся причалов в Керчи, Феодосии, Евпатории. Всего в Крыму планируется восстановить 32 причала, на это в ФЦП запланировано почти 5 миллиардов рублей.

— Какие суда планируется использовать для прибрежных перевозок?

 Советские "Кометы", которые вызывают сегодня у всех ностальгические воспоминания, к сожалению, морально устарели. Их двигатели и системы управления неэкономичны, необходимы современные аналоги. Это могут быть не только суда на подводных крыльях, но и комфортабельные водоизмещающие суда. На Западе уже давно используют суда с глубоко погруженными крыльями. Все типы судов могут быть созданы на российских верфях.

Пассажиру необходимо обеспечить комфорт на борту, чистоту, приемлемую стоимость билета и безопасность. Для этого будут востребованы как суда для небольших прогулок в акватории крымских городов, так и суда для путешествий, например, из Сочи в Ялту с ночевкой. Это направление всегда было, его надо восстанавливать. Сейчас мы ведем поиск компаний, которые могут возглавить этот бизнес. Государство восстановит инфраструктуру портов, а флот будет частным.

— Какова судьба железнодорожного сообщения в регионе? Сейчас это направление переживает не лучшие времена. Планируется ли в будущем строительство прямой железнодорожной ветки от Керчи до Симферополя?

— На сегодня и на ближайшую перспективу нет экономических предпосылок строительства такой железнодорожной ветки, так как нет грузопотока. Хотя это правильная идея. Многие привыкли к грузопотоку в направлении север-юг в Крыму (со стороны Украины — ред.), но сегодня мышление меняется в горизонтальном направлении — автомобили, самолеты и железнодорожный транспорт (перевозка грузовых и пассажирских вагонов с помощью железнодорожного парома — ред.) движутся между Крымом и Краснодарским краем.

Следует ли развивать идею прямой ветки между Керчью и Симферополем, будут ли грузопотоки после постройки моста? У меня большие сомнения, что это будет востребовано даже после снятия санкций. Потому что сегодня внутреннее потребление Крыма и Севастополя — 2 миллиона тонн в год, с запасом — 2,5 миллиона тонн. Это все, что везется в Крым всеми видами транспорта на сегодня. Для железной дороги это небольшой грузопоток. Но, идея интересная, не следует ее отбрасывать. В отдаленной перспективе возможно значительное увеличение грузопотоков. Ведь экономика все время развивается. Поэтому в схеме территориального планирования Крыма предусмотрена возможность строительства такой ветки.

— А что с идеей строительства в Керчи глубоководного порта?

— Да, мы предложили интересную, на наш взгляд, идею строительства глубоководного порта в районе Тобечикского озера (Керченский полуостров). Идея положительно воспринята руководством страны, ее можно развивать. Глубоководный порт-убежище позволит расширить возможности портов Азово-Черноморского бассейна.

Не секрет, что Новороссийск и Большая Тамань простаивают до 120 суток в году из-за метеоусловий. Если мы сделаем здесь защищенный порт, он мог бы перегружать до 30-50 миллионов тонн грузов, акватория позволяла бы. Здесь нет ветров, течений.

Однако это еще не проект, это лишь одна из идей, которую пока нужно прорабатывать на перспективу.

— Автотранспортные пассажирские перевозки — не менее важная составляющая транспортной системы Крыма. Парк "Крымтроллейбуса" и автобусный парк частных предпринимателей изношены. Намечаются ли изменения в этой области?

— Уставной капитал Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) увеличен целевым назначением на приобретение для Крыма автотранспорта на газомоторном топливе и электротранспорта. В Крыму есть троллейбусы двух типов — муниципальные и трассовые. Троллейбусы для горной трассы будут повышенной мощности, иметь места для инвалидов и багажные отделения.

А также в Крым будут закуплены три вида автобусов (городские автобусы, для междугородних перевозок и для горной местности).

Все они оборудованы для работы на газомоторном топливе (сжатый метан). Это экологически чистый вид транспорта, выбросы от сгорания метана минимальны.

Ориентировочно речь идет о закупке 111 троллейбусов и 140 автобусов. В конце ноября в Крым зайдет первая партия — 110 низкопольных автобусов. Исполнителем будет наше госпредприятие "Крымавтотранс", которое передаст автобусы муниципальным предприятиям. Старая техника, автобусы возрастом 10-15 лет, износ которых достиг уже 70-100 процентов, должны исчезнуть с крымских дорог.

Для обновления автопарка Крыма акцент будет сделан на организации конкурсов на право работать на маршрутах. Эта работа будет начата с января 2016 года. Критериями конкурсного отбора будет техническое состояние подвижного состава, наличие собственной ремонтной базы. Еще одно важное условие — финансовое состояние компании. Для крымских предприятий это будет серьезным испытанием, пока лишь несколько предприятий показали нам балансы. Считаем, что необходимо выводить перевозчиков из тени.

— Для заправки большого парка автобусов, работающих на метане, понадобится увеличивать сеть специализированных компрессорных заправочных станций в Крыму?

— Да. Существующих в Крыму и Севастополе 21 АГНКС (автоматических газонаполнительных компрессорных станций —ред.) недостаточно. Здесь мы пока отстаем, но их строительство без увеличения парка машин, работающих на метане, также нецелесообразно. Уже есть предварительные договоренности с "Роснефтью" и рядом других компаний о возможности инвестирования в развитие сети заправок. Техническое решение есть у "Роснефти". Мы рассчитываем на поставку газа от ГУП "Черноморнефтегаз".

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала