ЯНГОН, 9 ноя — РИА Новости, Евгений Беленький. Высшие руководители правящей Партии союзной солидарности и развития Мьянмы один за другим признают свое поражение в исторических всеобщих выборах, состоявшихся в воскресенье.
Лидер правящей партии: мы проиграли
Днем агентство Рейтер процитировало временно исполняющего обязанности председателя Партии союзной солидарности Тхаинг У, который также признал поражение в своем округе и обрисовал общую картину победы оппозиции, которая постепенно "проступает" в ходе подсчета голосов на 50 тысячах участках в 330 избирательных округах страны.
"Мы проиграли", — сказал Тхаинг У, близкий соратник президента Мьянмы Тейн Сейна.
"Мы должны выяснить, почему мы проиграли. Но мы принимаем результаты выборов в любом случае. Точных цифр пока нет, подсчет голосов еще не закончен", — добавил он.
Оппозиция побеждает в 50-80% округов
Главная оппозиционная партия и основной соперник Партии союзной солидарности, Национальная лига за демократию (НЛД), победила в подавляющем большинстве избирательных округов. Это подтверждают в понедельник и представители самой НЛД, которые наблюдают за подсчетом голосов, и наблюдатели от правящей партии, также следившие за работой избирательных комиссий.
Лидер НЛД, Нобелевский лауреат и "икона демократии" Аун Сан Су Чжи выполнила данное в воскресенье обещание и выступила в понедельник в штаб-квартире своей партии. Семидесятилетняя Су Чжи, или Матушка Су, как стали называть ее избиратели в ходе ее предвыборного турне по мьянманской провинции, заявила, что "пока рано праздновать победу кандидатов в депутаты" от НЛД подсчет голосов еще идет, так что "поздравить победителей можно будет позже".
Через два часа после этого высказывания лидера НЛД пресс-секретарь партии в штаб-квартире заявил иностранным журналистам, что его партия завоевала "от 50 до 80% мест в парламенте, разыгрывавшихся на выборах".
Арифметика выборов в Мьянме
В парламенте Мьянмы 664 депутатских места, 440 — в нижней палате и 224 — в верхней. По конституции 25% мест в обеих палатах занимают депутаты от Вооруженных сил, которых избирают отдельно в воинских частях. Этот принцип был заложен авторами в основной закон в качестве "гарантии от новых военных переворотов".
На выборах, таким образом, разыгрывались 330 мест в нижней палате и 168 мест в верхней, а также места в региональных законодательных собраниях, местных парламентах.
Для наиболее важных решений, таких, например, как внесение изменений в конституцию, в основном законе Мьянмы предусмотрено "проходное" большинство голосов, составляющее 75%. При выборах президента страны, а его избирают депутаты парламента, тоже необходимо значительное большинство. При этом номинация кандидатов в президенты производится специальными избирательными комитетами, состоящими из парламентариев.
Если на выборах в воскресенье НЛД Аун Сан Су Чжи завоевала от 50% до 80% от разыгрывавшихся депутатских мест, это значит, что НЛД получит не менее 34% и не более 60% от общего числа парламентских мест. От 5% до 10% мест могут получить местные этнические партии, популярные в своих национальных регионах. Некоторое количество мест получит и националистическая буддийская Партия национального развития. Партии союзной солидарности, состоящей из отставных и действующих военных, в таком случае, останется тоже от 5% до 10% мест, плюс 25%, закрепленные за депутатами от Вооруженных сил. То есть в самом лучшем для НЛД случае структура парламента будет следующей: 60% — НЛД, 30% — военные и Партия союзной солидарности, 10% — Партия национального развития и этнические партии.
Эпохе парламентского торга
В этом случае, как, впрочем, и в случае соотношения 50% — 40% — 10%, Мьянму ожидает новая эпоха — эпоха "парламентского торга", подобная той, что продолжалась в соседнем Таиланде с 1988 по 2001 год, когда по результатам выборов ни одна партия не могла претендовать на решающее большинство и крупные партии вынуждены были идти на коалицию друг с другом или с небольшими партиями.
Так, в конце 1990-х годов Таиландская гражданская партия, имевшая в парламенте 12 депутатов, получила прозвище "шнурков на ботинках правительства", потому что ее депутаты, вступая в коалицию с одной из крупных партий, обеспечивали необходимое большинство для формирования правительства.
В контексте Мьянмы это означает, что и военным, и соратникам нынешнего президента Тейн Сейна, и Аун Сан Су Чжи придется пойти на такие компромиссы, которые они не могли себе даже представить еще несколько месяцев назад.
Насколько готовы мьянманские лидеры, более 50 лет не знавшие коалиционной политики, начать такую новую жизнь, покажет время.