Повлияют ли выборы в местные органы власти на ситуацию на Украине? Отправят ли в отставку премьер-министра? Чем будет заниматься украинский Центр исследования проблем России и зачем памятник Ленину переделали в памятник Дарту Вейдеру? На вопросы обозревателя РИА Новости Захара Виноградова отвечает председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко.
— В минувшее воскресенье на Украине состоялись выборы в местные органы власти. Как вы считаете, они изменят ситуацию в стране? И, если да, то каким образом?
— Я не преувеличиваю значение местных выборов — у местных органов власти слишком локальные задачи и возможности. Но выборы обнажили новые тенденции в политической жизни страны. Партия власти (Блок Петра Порошенко "Солидарность" плюс "Народный Фронт" Арсения Яценюка), на прошлых парламентских выборах получившая 44% голосов, сейчас смогла получить менее 20%, если учесть суммарный результат, исходя из выборов в областные советы.
На вторую позицию вырвалась "Батьковщина" Юлии Тимошенко, имевшая на прошлых выборах только 5,7% голосов.
"Оппозиционный блок" финишировал третьим (а если бы выборы состоялись в Мариуполе и ряде других населенных пунктов, то можно было бы говорить о втором результате).
Вообще политические расклады по результатам выборов таковы, что Петру Порошенко сегодня вряд ли захочется проводить досрочные парламентские выборы и распускать Раду. В противном случае он может получить оппозиционно настроенный по отношению к нему парламент, по воле которого премьер-министром станет либо Юлия Тимошенко, либо вообще представитель оппозиции.
То есть, Порошенко может столкнуться с проблемой, преследовавшей в 2006 — 2009 годах Виктора Ющенко: всегда иметь оппозиционное ему правительство.
Выход для президента Порошенко — инициировать новый конституционный процесс и проводить перезагрузку власти через год, на основе новой Конституции.
— В украинских СМИ и экспертном сообществе постоянно обсуждается ситуация, сложившаяся вокруг премьер-министра Украины Арсения Яценюка. Сейчас в очередной раз заговорили о возможности его замены. Как вы думаете, возможно ли это?
— По конституции Украины президент не может отправить в отставку правительство или уволить премьер-министра. Это прерогатива Верховной Рады. Но Рада не может рассматривать вопрос об отставке правительства или о недоверии правительству, пока не истечет год со дня утверждения Программы действий правительства (11 декабря).
Есть только два случая, при которых возможна отставка правительства: добровольное заявление премьер-министра об отставке и развал коалиции. Сегодня возможны оба варианта.
Но в случае отставки Яценюка будет довольно сложно создать работоспособный вариант коалиции и утвердить нового премьера, отвечающего интересам всех фракций парламентского большинства. Отрицать отставку Яценюка не стоит, но сама по себе отставка может принести новые проблемы.
— 24 октября был опубликован указ президента Порошенко о создании Центра исследований проблем России. Как вы думаете, для чего создается этот центр?
— Новый Центр, несмотря на более чем глупое название, должен изучать не столько проблемы России, сколько проблемы, связанные с украинско-российскими отношениями в различных сферах.
Сама идея является здравой, особенно учитывая то, сколько в последнее время принято волюнтаристских решений, негативно сказавшихся на двухсторонних экономических отношениях (одна только ссора из-за авиарейсов чего стоит). То есть нужен некий государственный центр, который может изучать ситуацию на рынках, прогнозировать тенденции, давать рекомендации предприятиям, потерявшим российский рынок или же продолжающим работать с РФ.
Главное — чтобы этот Центр не постигла участь других аналитических центров и учреждений, и он не стал элементом в системе пропаганды.
— Вчера на встрече с президентом России Владимиром Путиным бывший президент Франции Николя Саркози заявил, что "мир нуждается в России" и что "Европа обречена работать вместе с РФ". Как вы полагаете, насколько реалистичен Саркози?
— Саркози готовится к выборам 2017 года и старается вернуть свое влияние на правом фланге. Очевидно, что французы (как и немцы, итальянцы и прочие граждане европейских государств) не в восторге от санкций, наложенных на Россию. Рост безработицы и потеря рынков для европейских товаров — не лучшее наследие Олланда. Поэтому Саркози и Марин Ле Пен стараются всячески показать свое несогласие с политикой Елисейского дворца, направленной на введение санкций относительно России.
Сейчас можно предположить, что французские правые устроят соревнование относительно того, кто больше любит Россию, лишь бы заручиться поддержкой избирателей.
Саркози реалистичен, но не столько в отношении к России, сколько к нуждам и чаяниям своего избирателя.
— Одесский художник Александр Милов недавно переделал памятник Владимиру Ленину в фигуру персонажа кинофильма "Звездные войны" Дарта Вейдера. Как вы относитесь к таким художественным инсталляциям?
— Это следствие исторического нигилизма.
Кто-то видит в действиях Милова вариант перформенса. Но несколько лет назад в Болгарии памятник советским воинам был раскрашен вандалами — солдаты превратились в героев популярных блокбастеров. И тогда все единогласно объявили: да, это вандализм.
К Ленину можно относиться как угодно. Не нравится памятник — снимите с постамента, уберите, предварительно посоветовавшись с горожанами и спросив их мнение. Но надругательство над памятником исторической личности, пусть и неоднозначной, не делает чести инициаторам подобного действа: попахивает хунвейбинами и комиссарами.